Несмотря на то что онкологические заболевания по-прежнему воспринимаются как одни из самых страшных, в их лечении произошёл существенный прогресс. Сегодня успешно лечат больных не только на начальных стадиях, но и на последних, включая 3-ю и 4-ю, когда болезнь зашла достаточно далеко. Сейчас таким пациентам нередко продлевают жизнь не на несколько месяцев, как раньше, а на несколько лет. И это может быть вполне полноценная жизнь. Причина таких успехов – так называемая таргетная терапия, при которой препараты бьют точно в цель (target - по-английски «цель»). Это полная противоположность традиционной химиотерапии, при которой лекарства убивали не только злокачественные клетки, но и нормальные. Такое лечение часто было столь же тяжёлым и опасным, как сама болезнь, – с серьёзными осложнениями, угнетением иммунитета и порой даже с фатальным исходом.
Ситуация стала меняться в конце 1990-х годов, когда стали появляться таргетные препараты, нацеленные на мишени в злокачественных клетках. Поражая их, они практически не вредили здоровым клеткам организма.
В качестве таких мишеней часто выступают ферменты, специфичные для злокачественных клеток и важные для их жизнеспособности. К их числу относится так называемый фермент HER2, его особенно много на поверхности клеток при раке молочной железы и желудка. И поэтому препараты, блокирующие этот фермент, успешно применяются в лечении таких опухолей.
Другая важная цель для таргетных препаратов – образование сосудов, снабжающих опухоль кровью (ангиогенез). Это сложный процесс, в котором участвует много ферментов и прочих факторов, каждый из которых может быть целью для терапии. Лекарства блокируют развитие новых сосудов, и клетки опухоли «голодают», не получая ресурсов для роста.
- Уверен, сегодня единственный революционный подход к лечению рака - онколитическая терапия. Создание вирусных препаратов не так сложно, как может показаться со стороны. Эта проблема очень хорошо изучена, наработана огромная база знаний, и их нужно просто уметь применять. По сути, сегодня можно синтезировать новый лечебный вирус за 2 недели. Вскоре мы сможем даже делать вирусы для конкретного пациента, индивидуально, с учётом особенностей его опухоли. Это будет самая настоящая персонифицированная медицина. Дело в том, что одна злокачественная клетка чувствительна к одному вирусу, другая - к другому. И если мы назначаем лечение не прицельно, без учёта исследования опухолевых клеток у конкретного больного, то эффективность попадания примерно 15%. То есть для такого процента пациентов он будет очень эффективен, а для остальных - не очень. Когда используем несколько вирусов сразу, так называемые коктейли, эффективность возрастает до 70%. А создание индивидуального препарата ещё эффективнее.
Главные трудности сейчас не столько научные, сколько бюрократические и юридические. Сейчас есть возможность применять такое лечение только у больных с очень далеко зашедшим раком. По сути, это терминальные пациенты, которым осталось жить несколько месяцев. Если бы мы могли назначать их раньше, то, думаю, эффект был бы очень хорошим. Даже у терминальных больных бывают случаи, когда болезнь у них проходит. Мы наблюдали это во время вскрытий, когда они погибали от других причин. Есть и сопротивление со стороны фармбизнеса, ведь вирусные препараты в отличие от той же самой таргетной терапии стоят недорого. Поэтому, как мне кажется, государство могло бы проявить инициативу и включиться в более активное продвижение онколитической терапии. Создание условий для нормального испытания таких препаратов и более широкое внедрение в практику могут дать очень хорошие результаты.
Вирусы против
Другое перспективное направление – так называемая онколитическая терапия. В качестве лечебного агента здесь используют вирусы, и первый такой вирусный препарат уже официально зарегистрирован в США для лечения меланомы (злокачественной опухоли кожи). На подходе ещё несколько таких лекарственных средств.
Главный женский страх
- Если у женщины есть настороженность в отношении этого заболевания, она может пройти специальное обследование. Лучше предварительно прийти на приём к специалисту по заболеваниям молочной железы, чтобы он более точно назначил обследование. Но в принципе пройти его может любая женщина. В возрасте до 35 лет делают ультразвуковое исследование, оно проводится просто, как УЗИ печени или почек. А после 35 лет делают маммографию – рентгеновское исследование молочной железы. Если выявляют изменения, которые могут увеличивать риск развития опухоли, то рекомендуют проходить исследования периодически, примерно раз в год.
Основные таргетные препараты
Лекарство | При каком заболевании эффективно* |
герцептин | рак груди и желудка |
тайверб | рак груди |
гливек | лейкозы, рак кишечника и желудка, опухоли кожи |
авастин | злокачественные опухоли толстой кишки, лёгкого |
мабтера | лимфомы и лейкозы |
эрбитукс, вектибикс | рак толстой кишки и опухоли головы и шеи |
сутент | раки почки, желудка и кишечника |
иресса, тарцева | рак поджелудочной железы и лёгких |
нексавар | рак почки и печени |
вотриент, торизел, афинитор | рак почки |
* Должны назначаться только врачом. |
Как не пропустить опухоль мозга
- Существует ряд признаков, которые могут говорить о наличии опухоли мозга, причём далеко не всегда она бывает злокачественной. Мозг так устроен, что и рак, и доброкачественные образования могут вызывать схожие симптомы - это зависит от расположения опухоли. Самым частым признаком, заставляющим думать об опухоли, бывают головные боли. Но не любые, а тяжёлые, продолжительные, возникающие по утрам, не проходящие после приёма обезболивающих лекарств или даже после рвоты. Возможны и другие признаки - ослабление зрения, слуха, обоняния, вкуса. Могут возникать проблемы с речью, появление слабости или онемения в руках, ногах или даже лица. Это повод обратиться к неврологу, и в случае необходимости он назначит обследование. Обычно это бывает магнитно-резонансная томография (МРТ), а в некоторых случаях и компьютерная томография (КТ). Это золотые стандарты диагностики в таких случаях.
В каком возрасте что проверять?
35-45
В этом возрасте обычно чувствуют себя здоровыми, но в организме уже начинают происходить сдвиги, которые могут привести к заболеваниям.
Обследования:
- общий анализ крови, включая обязательное определение СОЭ и гемоглобина;
- анализ влагалищного содержимого;
- мазок по Папаниколау (ежегодно, если есть показания, то 3 раза в год) - помогает определить предраковые клетки опухоли шейки матки;
- маммография;
- рентген лёгких.
46-55
Время менопаузального перехода. Менопауза в среднем наступает в 50-51 год.
Обследования:
- мазок по Папаниколау;
- УЗИ органов малого таза;
- маммография (один раз в 3-5 лет при низком риске и ежегодно - при высоком);
- общий анализ крови, включая СОЭ и гемоглобин;
- эндоскопия сигмовидной кишки (каждые 3-5 лет) и всего толстого кишечника (колоноскопия - каждые 10 лет или по показаниям).
56-65
Время после завершения менопаузального перехода. Существенный риск возрастных заболеваний.
Обследования:
- общий анализ крови, включая СОЭ и гемоглобин;
- гинекологический осмотр и влагалищные тесты;
- мазок по Папаниколау;
- УЗИ органов малого таза;
- маммография.
66+
Повышен риск всех возрастных заболеваний, в том числе всех видов рака.
Обследования:
- все упомянутые ранее исследования, а также:
- маммография;
- УЗИ органов малого таза;
- анализ кала на скрытую кровь, а при необходимости - колоноскопия.