Представляем вниманию читателей обзор продаж противовирусных препаратов, составленный маркетинговой компанией DSM-Group эксклюзивно для «Лекарственного обозрения».
Зависит от погоды
Объём продаж противовирусных препаратов во многом зависит от погоды. Так, в 2014 году высокий уровень заболеваемости гриппом и ОРВИ отмечался осенью. В 2015 году только в январе – феврале был повышенный спрос на препараты этой категории, тогда как тёплая осень 2015 года не способствовала росту продаж препаратов для лечения вирусных и простудных заболеваний. Это привело к снижению объёма реализации в 2015 году в упаковках (–1% к показателю предыдущего периода), которое было с лихвой компенсировано ростом продаж в 2016 году. Осенью 2016 года наблюдался высокий уровень заболеваемости, в результате чего объём продаж этой группы вырос на 28% по сравнению с 2015 годом.
В 2016 году объём аптечных продаж противовирусных препаратов составил около 40 млрд руб. В натуральном выражении – 140 млн упаковок. В начале 2017 года опять был спад заболеваемости гриппом и ОРВИ. Это привело к снижению объёмов потребления противовирусных препаратов в январе – августе по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.
Потребитель выбирает подешевле
Ассортимент противовирусных средств довольно широк, и производители продолжают выводить на рынки новинки. Так, в 2016 году в аптеках можно было найти около 100 брендов противовирусных средств, представленных во всех ценовых сегментах.
Основной объём продаж приходился на лекарства от 250 руб. до 500 руб. – аптека получает 38% выручки от реализации противовирусных препаратов. Но при этом чаще всего, как и в других группах лекарственных препаратов, потребитель приходит в аптеку за лекарствами ценой ниже 250 руб. – в 58% случаев покупатель приобретает препарат низкой ценовой категории.
В среднем одна упаковка противовирусного препарата обходится потребителю в 284 руб. Заметим, что за последние 4 года эта цифра выросла всего на 10%.
Такой незначительный рост средневзвешенной цены за одну упаковку в группе противовирусных средств объясняется несколькими факторами.
В первую очередь это связано с тем, что препараты описываемой группы на 65% (в стоимостном и натуральном объёмах) представлены позициями, которые входят в список ЖНВЛП, на которые распространяется государственное регулирование ценообразования. Поэтому рост цен на них минимален. Во‑вторых, отмечается переключение потребителя на дженерики, в том числе и небрендированные. Так, с 2014 года доля оригинальных препаратов уменьшилась с 67 до 59% в 2017 году в пользу дженериков. Оригинальные препараты в среднем за январь – август 2017 года стоили 376 руб., тогда как за дженерики потребитель платил в среднем 210 руб.
Отечественные – в лидерах
В отличие от рынка в целом сегмент противовирусных препаратов представлен большим количеством отечественных разработок, которые лидируют в рейтингах аптечных продаж, причём как в стоимостном, так и в натуральном выражении. На долю отечественных производителей приходится 83% в рублях и 89% в упаковках. При этом стоит отметить, что стоимость российских противовирусных препаратов на 68% ниже, чем импортных. Так, за январь – август 2017 года покупатель за отечественные лекарственные препараты платил в среднем 265 руб., тогда как за импортные лекарства – 444 руб.
На протяжении последних лет структура аптечных продаж противовирусных препаратов заметно изменилась. С первых позиций ушёл Арбидол производства «Отисифарм». Его место заняли также разработки отечественных производителей. По данным за 2017 год, лидером продаж с долей 14,4% стал Ингавирин («Валента»). Препарат представлен двумя формами: взрослой (капс. 90 мг № 7) и детской (капс. 60 мг № 7). Последняя появилась на рынке только в конце 2015 года, но довольно быстро стала популярной, что позволило вырасти продажам бренда в целом.
На втором месте рейтинга с минимальным отрывом по объёму продаж находится Кагоцел («Ниармедик») с долей 14,1%. Этот препарат выпускается в одной форме выпуска – 12 мг № 10. Его цена в среднем составляет 240 руб.
Заметим, что практически все препараты, входящие в топ‑10, – отечественного производства. Исключение составляют небрендированные дженерики Ацикловир и Ремантадин, которые представлены в аптеках как российскими, так и иностранными компаниями. Несмотря на это, высокая доля в продажах этих лекарственных средств приходится на отечественных производителей. Так, 43% стоимостного объёма препаратов, реализуемых в аптеках, производится «Акрихином». Лидерами по объёму продаж Ремантадина стали фармпредприятия «Оболенское» (35%) и «Авексима» (31%).
В рейтинге по упаковкам лидирует небрендированный дженерик Ацикловир с долей 17,9%. На рынке представлено большое количество форм выпуска этого препарата. Наиболее популярны у потребителя таблетированный Ацикловир и в форме мази. Кагоцел и в этом рейтинге смог сохранить вторую строчку.
Третье место занимает также упомянутый выше Ремантадин. Несмотря на высокое количество компаний, которые предлагают на рынок этот препарат, в основном все производители выпускают его в одной форме выпуска – таблетки 50 мг № 20, цена на которую составляет от 60 до 100 рублей.
Предугадать эпидемию простудных и вирусных заболеваний очень сложно. Но в преддверии холодной осени и зимы эксперты маркетингового агентства DSM-Group советуют аптекам всё равно сделать запас противовирусных препаратов, чтобы в полной мере обеспечить спрос на них.
Топ‑10 противовирусных препаратов по объёму аптечных продаж, руб.
Бренд | 2014 | 2015 | 2016 | 8 мес. 2017 |
Ингавирин | 12,9% | 12,1% | 15,6% | 14,4% |
Кагоцел | 16,4% | 17,2% | 15,2% | 14,1% |
Эргоферон | 5,8% | 8,1% | 9,2% | 9,0% |
Арбидол | 11,9% | 8,1% | 7,7% | 7,1% |
Виферон | 6,0% | 6,0% | 5,1% | 6,0% |
Амиксин | 6,5% | 6,8% | 6,7% | 5,5% |
Ацикловир | 3,6% | 3,9% | 3,4% | 4,7% |
Анаферон детский | 5,9% | 5,1% | 4,5% | 4,3% |
Ремантадин | 1,5% | 2,2% | 2,9% | 3,3% |
Топ‑10 противовирусных препаратов по объёму аптечных продаж, упак.
Бренд | 2014 | 2015 | 2016 | 8 мес. 2017 |
Ацикловир | 14,8% | 15,5% | 13,7% | 17,9% |
Кагоцел | 18,7% | 19,5% | 17,8% | 16,6% |
Ремантадин | 5,9% | 7,7% | 9,3% | 11,0% |
Ингавирин | 7,2% | 6,9% | 9,3% | 8,4% |
Эргоферон | 5,3% | 6,7% | 7,6% | 7,5% |
Виферон | 6,5% | 6,1% | 5,2% | 6,1% |
Арбидол | 9,8% | 6,9% | 6,5% | 6,0% |
Анаферон детский | 8,1% | 6,5% | 5,6% | 5,3% |
Оксолин | 5,0% | 5,7% | 7,6% | 3,9% |
Смотрите также:
- Пустые полки. Отсутствие масок в аптеках - предвестник дефицита лекарств? →
- Осложнения на рецепты. Как избежать дефицита лекарств во время эпидемий →
- Фармацевтический рынок: в ожидании перемен →