Все знают про срок годности. Кто-то относится к этому серьезно, кто-то — формально. Разбираемся, какие лекарства, продукты питания и косметические средства можно использовать после истечения срока годности, а какие нельзя, и почему.
Лекарства
Медицинские препараты нельзя применять по истечении срока годности, и вот почему.
Косметика
Просроченную косметическую продукцию тоже использовать не рекомендуется.
«По истечении срока годности косметика не должна использоваться, потому что такие ее характеристики, как показатели безопасности, стабильности и микробиологии, могут перестать соответствовать установленным нормам. Продукция может не только поменять свой вид и запах, но и навредить здоровью», — говорит исполнительный директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации Александра Скоробогатова.
«Если использовать косметику после гарантийного срока, то может возникать реакция: аллергия, раздражение кожи, обострение хронических заболеваний и даже анафилактический шок. Когда истекает срок хранения, в эмульсионной продукции (крем, шампунь, тушь и т. д.) вода постепенно отделяется от масла, токоферолы, которые замедляют процесс старения, витамины и антиоксиданты окисляются, а масло меняет свои физико-химические показатели. Питательная среда начинает разлагаться, а микроорганизмы — размножаться. Чем дольше срок просроченной косметики, тем выше риски. Чем меньше консервантов, тем быстрее косметика испортится. У сухих продуктов и со спиртосодержащими веществами, например у пудры, румян, духов или туалетной воды, срок годности намного дольше. В среднем крема хранятся 24 месяца, лосьоны для тела — до 12 месяцев, шампуни — 12-36 месяцев, пудра — до 3 лет, а духи — до 6. Пользоваться просроченной косметикой, конечно, можно, но на свой страх и риск», — говорит доктор технических наук, профессор кафедры «Технологии продуктов из растительного сырья и парфюмерно-косметических изделий» Московского государственного университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского Ольга Восканян.
Продукты питания
С продовольствием всё не столь однозначно.
«По правилам никакие продукты по истечении срока годности использовать нельзя. Ни ритейл, ни производитель уже не берет на себя ответственности за качество продукции. Раньше торговые сети утилизировали нераспроданную продукцию. Сейчас производители вынуждены делать это сами. Чтобы минимизировать финансовые потери, они на стадии изготовления пищи стараются максимально продлить срок годности. Например, если раньше изготовители писали, что колбаса должна храниться не больше 30 дней, то теперь проводят дополнительные исследования и обозначают, что уже 1,5 месяца. Но всё равно 90% продукции, которая реализуется в торговых сетях, „переживает“ этот срок годности и в большинстве своем не несет рисков для потребителя. Взять тот же борщ. У некоторых хозяек он может стоять неделю в холодильнике и еще дня три после кипячения. Конечно, его органолептические свойства изменятся и он будет уже не таким вкусным, но съедобным.
Если продукты скоропортящиеся, как кулинарные паштеты, заливные, крема и яичные белки, то лучше уложиться в рекомендованный срок годности. Остальные пищевые изделия, особенно если они прошли обработку и хранятся в вакуумной упаковке, можно съесть и через несколько дней после истечения гарантийного срока. Если отсутствовали нарушения при производстве и хранении, то ничего не произойдет. Но на практике часто происходит иначе: рефрижератор мог застрять в пробке и частично разморозиться, а продукция после выгрузки в магазине — простоять на солнце. Даже несколько часов такого хранения способны ухудшить микробиологические показатели продуктов, и возникнет риск отравления. А вот такие продукты, как мука, специи, макароны или крупа, можно использовать и спустя полгода-год после официального завершения срока. Чем больше продукт содержит жиров, сахаров и влаги, тем выше риск отравиться, если съесть его просроченным. Например, в галетах количество жиров минимально, а в крекерах — максимально, поэтому на флоте в морские походы вторые не берут, только первые», — рассказал кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Технологии продукции и организации общественного питания и товароведения» Московского государственного университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского Дмитрий Куликов.