Не секрет, что у пациентов с депрессией высокий риск развития сахарного диабета второго типа. Но оказывается, развитие диабета связано не столько с самой депрессией, сколько с лекарствами от нее.
Раньше все болезни были от мозга
Депрессия повышает риск развития многих серьезных заболеваний. В России это очень хорошо понимают, ведь ещё в СССР нас приучили, что происходящее в голове влияет на весь организм. Все мы помним максиму «Все болезни от нервов, и только сифилис от любви». В определенном смысле это было связано с работами великого И. П. Павлова, изучавшего высшую нервную деятельность и ее влияние на весь организм. Ученый не был коммунистом, но его идеи прекрасно сочетались с марксистско-ленинской философией, и их канонизировали.
Физиологи превратили его учение в политико-медицинскую теорию, и почти все болезни, кроме инфекций, к которым относится и сифилис, оказались от головы. Это провозглашала так называемая кортико-висцеральная теория Быкова-Курцина: болезни внутренних органов — результат нарушения функций коры головного мозга. Согласно ей, главными причинами инфарктов, язвенной болезни и многих других заболеваний являлся стресс. Это сейчас мы понимаем, что причина инфаркта — нарушение метаболизма и тромб, а язвенной болезни — бактерия хеликобактер пилори. А тогда все было иначе.
Безусловно, стрессы играют роль в развитии этих заболеваний, но не причинную. И негативная роль депрессии в формировании и течении диабета тоже есть, но она не причинная.
Антидепрессанты — независимый фактор риска диабета второго типа
«Мы использовали сложный метод под названием Менделевская рандомизация, — рассказывает aif.ru о своем исследовании Анча Баранова. — Его используют для изучения причинно-следственных связей. И он показал, что у пациентов с сахарным диабетом второго типа и депрессией „гены депрессии“ не вносят свой вклад в риск развития диабета. И что есть какие-то другие гены, которые прямо связаны с развитием диабета второго типа. Я называю их „генами приема антидепрессантов“ — мы выявили два генетических региона, общих для использования антидепрессантов и диабета второго типа, один на 17-й хромосоме, другой — на 14-й. Обладатели этих генов более склонны к лечению антидепрессантами. И вот их использование является независимым фактором риска для диабета второго типа. Это значит, что широкое распространение диабета у людей с депрессией связано не с самой болезнью, а с тем, что они принимают антидепрессанты.
Бывает и так, что у человека настоящей депрессии нет, а таблетки от нее ему назначили — на всякий случай. Такое избыточное применение антидепрессантов встречается. Иногда сами пациенты просят об их назначении, преувеличивая свои переживания. Так вот, у них риски диабета повышены. И отмена этих лекарств их нивелирует.
С другой стороны, есть люди с прямо настоящей депрессией, но они по каким-то причинам таблетки не пьют. И вот у них риски диабета второго типа такие же, как и в среднем по популяции».
Приключения «Прозака»
Не секрет, что внедрение антидепрессантов в конце 1980-х годов сопровождалось перегибами. В первую очередь это было связано с появлением препарата «Прозак». Он стал суперпопулярным потому, что его назначали очень часто. Это стало возможным из-за того, что препарат представляли гораздо более безопасным, чем старые лекарства. Под него даже изменили взгляды на депрессию. Если раньше это была серьезная болезнь, которую лечили психиатры, то в эпоху «Прозака» она стала чуть ли не повсеместной и даже модной.
Революционную роль сыграл тот факт, что лечить её и выписывать «Прозак» разрешили не только психиатрам, но и обычным врачам. В результате катастрофически выросло количество людей с диагнозом депрессия и принимающих этот, а потом и другие антидепрессанты, пришедшие за ним. Все это сопровождалось большим количеством скандалов. Но антидепрессанты весьма популярны и сегодня.
«По нашему мнению, результаты исследования имеют большое значение для лечения больных, — продолжает Баранова. — Дело в том, что врачам нужно тщательно следить за показателями обмена веществ у пациентов с депрессией, которые долго принимают антидепрессанты. И при возникновении сдвигов в метаболизме терапию надо корректировать. И конечно, необходимо серьезно взвешивать все плюсы и минусы при назначении этих лекарств».