В Пензенском государственном университете (ПГУ) разрабатывают систему реабилитации пациентов с использованием технологий виртуальной реальности. Это поможет людям с инвалидностью повысить качество жизни. Об этом aif.ru рассказали в пресс-службе Минобрнауки России.
Заставить мозг ответить
Новый метод реабилитации рассчитан на людей с ментальными нарушениями. Задача — воздействовать на нервную систему, чтобы мозг лучше воспринимал и усваивал информацию. Для начала система пройдёт апробацию в пяти регионах: Пензенской, Московской, Нижегородской, Ленинградской областях и Татарстане. После этого модель будет растиражирована как типовая по всей территории России. Для этого ПГУ вместе с министерством труда Пензенской области создает Центр дневного пребывания людей с ментальными нарушениями.
«Виртуальная реальность создает эффекты, проецируемые на сознание человека, и позволяет испытывать ощущения, максимально приближенные к реальным.
Участниками эксперимента стали более 180 людей в возрасте от 8 до 20 лет с ментальными нарушениями. Предварительно врач проводит общий осмотр человека, погружающегося в виртуальную реальность. В том числе выполняется электрокардиограмма (ЭКГ) и электроэнцефалограмма (ЭЭГ). После обработки результатов обследования делается вывод об особенностях поведения человека в среде виртуальной реальности.
В ПГУ собран весь комплекс инструментария для погружения пациента в виртуальную реальность: очки виртуальной реальности, джойстики и платформа полного погружения, нейроинтерфейсы и электроэнцефалограф.
Космонавты и водолазы
При погружении детей с ментальными нарушениями в виртуальную реальность специальные компьютерные программы обрабатывают данные электрической активности головного мозга. Затем они предоставляют результаты в наглядном графическом виде, что позволяет их сравнивать и анализировать. Это поможет врачам более эффективно проводить реабилитацию, корректировать нарушения речи, слуха и т. д.
Детям предлагается на время стать космонавтами или прогуляться по морскому побережью. В результате у них улучшаются моторика и речь. Например, ребенок начинает лучше говорить после нескольких погружений в виртуальную реальность. Причем эффект накопительный, поэтому занятия важно проводить регулярно.
По словам учёных, виртуальная реальность — очень мощный стимул для мозга. С её помощью можно формировать новые навыки, умения, а также корректировать негативные аспекты поведения. Допустим, если стимулы внешнего мира ребёнок воспринимает плохо, то виртуальная платформа может их усилить, заставить мозг сильнее обмануться и выдать реакцию. В будущем платформу планируется дополнить экзоскелетом, чтобы компенсировать также нарушенные двигательные функции — увеличить силу мышц, расширить амплитуду движений. Таким образом, новую технологию можно будет использовать и для реабилитации людей с нарушениями опорно-двигательной системы.