Опасаясь операции, многие страдальцы дотягивают до последнего, идя «сдаваться» хирургу, когда уже совсем невмоготу. Чем может помочь таким пациентам отечественная медицина?
Слабое звено
Татьяна Гурьянова, «АиФ»: Дмитрий Николаевич, c какими проблемами чаще всего поступают к вам в центр пациенты?
Дмитрий Дзукаев: С болью в спине – хронической или острой, возникающей при занятиях спортом, бытовых нагрузках. Обычно такие больные поступают к нам в плановом порядке. Других, с острой травмой позвоночника, к нам привозят на «скорой» – после дорожно-транспортных происшествий, падений с высоты, а иногда и с высоты собственного роста. К сожалению, в последнее время тяжёлых травм стало больше.
Увеличилось и число пациентов, страдающих дегенеративными заболеваниями позвоночника. И если раньше эту проблему считали возрастной, теперь она всё чаще одолевает совсем молодых людей – от 20 до 40 лет.
– Как по-вашему, с чем это связано?
– С неадекватными нагрузками на позвоночник, при которых страдает самое слабое его звено – как правило, в поясничном или шейном отделе.
– А мне всегда казалось, что наш позвоночник, наоборот, страдает от дефицита движений…
– И эта проблема по-прежнему актуальна. Ведь большую часть жизни современные горожане сидят: дома, в машине, в офисе… А потом отправляются в спортзал. Осваивая новые, подчас экзотические виды спорта, неподготовленные физически молодые люди зарабатывают смещение позвонков, грыжи, сужающие позвоночный канал, сдавливающие нервные структуры, что в конечном счёте может привести к серьёзным, необратимым последствиям вплоть до инвалидности. С позвоночником надо уметь обращаться. Иначе не избежать проблем, а то и операций.
– …которых многие боятся как огня…
– И этих людей можно понять. Причина их опасений – большое число неудовлетворительных результатов таких операций, от которых пациентов нередко отговаривают и сами врачи, советуя им терпеть до последнего, пока совсем не прижмёт. На мой взгляд, это полный абсурд! Как можно столь длительное время держать человека в состоянии низкого качества жизни! Терпеть боль нельзя!
По большому счёту
– Но вы же сами говорили о большом числе неудачных операций на позвоночнике!
– Чтобы этого не произошло, нужно тщательно выбирать клинику, где вас будут оперировать, где всё заточено на работу с патологией позвоночника, где есть высокотехнологичное оборудование, где работают высококлассные специалисты, хорошо знающие каждую деталь этого сложного, деликатного дела, в котором нельзя допускать промахов.
– У нас в стране такие современные клиники есть?
– Конечно! Благодаря оптимизации, которую ругают все кому не лень, но которая, на мой взгляд, очень многое дала развитию нашей медицины, сегодня пациентам с заболеваниями позвоночника есть из чего выбирать. Взять, к примеру, наш городской центр. По концентрации высококлассных специалистов и по сочетанию компьютерных, роботизированных технологий он, без ложной скромности, является одним из лучших в мире. Прямо в ходе операции у нас проводится компьютерное сканирование поражённой зоны позвоночника пациента, затем полученная информация попадает в «мозг» робота-ассистента, который вместе с хирургом планирует точку доступа в зоне поражения, решает, как лучше к ней подобраться, какой имплант (фиксирующую или восстанавливающую конструкцию. – Ред.) лучше установить.
– Эти операции у нас в стране доступны?
– Вполне! В прошлом году нашему центру было выделено более 300 квот. Это значит, что 300 москвичей с серьёзной патологией позвоночника прошли высокотехнологичное, дорогостоящее лечение совершенно бесплатно. Надеюсь, в этом году будет не хуже.
Взвешенный подход
– Слышала, что в вашем центре ещё и реабилитацией пациентов занимаются…
– Да, мы проводим лечение, что называется, «под ключ». Это наша философия. Прооперировав больного, мы не отпускаем его домой, а организуем его реабилитационное сопровождение. Уже на 2–3‑й день после операции по поводу грыжи позвоночника наши пациенты занимаются в бассейне и в спортивном зале по специальной программе. Её индивидуально для каждого пациента разрабатывает методист-реабилитолог, который, к слову, присутствует и на операции, чтобы понять, с какой проблемой он будет иметь дело.
– А есть такие пациенты, которых вы на операцию не берёте?
– Есть. И немало. Из всех обратившихся к нам за помощью на операцию мы берём лишь 20–30%. Остальным рекомендуем пройти реабилитационный курс, учим системе специальных упражнений для позвоночника, благодаря которым они получают достойное качество жизни на долгие годы, быть может, и без операции. Не нужно хвататься за решение проблемы, когда она уже в разгаре. Нужно её предупредить.