Каждая третья рожавшая женщина рано или поздно сталкивается с опущением матки, а также передней (реже задней) стенки влагалища. Впрочем, это бывает и у бездетных дам. Патология не только ухудшает качество жизни, но и может угрожать здоровью.
Суть нарушения – в самом названии. Матка, которая в норме должна надёжно удерживаться связками, по ряду причин отрывается и остаётся без поддержки. Ну а дальше процесс довершает гравитация, под действием которой органы малого таза день ото дня опускаются всё ниже.
Есть причины
Как правило, нарушение проявляется в возрасте перименопаузы, т. е. в период до и после климакса (45–57 лет). Хотя начинается процесс, конечно, раньше, обычно – при естественных родах. Но пролапс может возникнуть и у нерожавших женщин, страдающих дисплазией (врождённой слабостью) соединительной ткани. Риск повышают и состояния, в результате которых увеличивается внутрибрюшное давление:
- хронические запоры;
- хронический кашель (может быть связан с курением, ХОБЛ);
- высокие физические нагрузки (в группе риска и любительницы чрезмерно качать пресс).
Кстати, прыжки и бег тоже способствуют опущению матки.
Профилактика пролапса – лечебная физкультура и упражнения Кегеля. Например, на Западе женщинам после родов назначают специальную гимнастику для укрепления мышц промежности и тазового дна, а также для улучшения кровоснабжения связочного аппарата малого таза.
Не выпячивайся!
Опущение может быть разной степени. На первой стадии матка ещё не доходит до выхода из влагалища, на второй – находится буквально на границе или на 1 см ниже, на третьей – матка и стенки влагалища выходят за эти пределы, а на четвёртой – грыжевой мешок может достигать размеров футбольного мяча.
Для выявления патологии нужны осмотр гинеколога или уролога, УЗИ, МРТ органов малого таза. Но часто поставить себе диагноз может сама пациентка, обнаружив первый и главный симптом – выпячивание из половой щели того, что должно быть глубоко внутри. Впрочем, наличие и тяжесть симптомов не всегда коррелируют со стадией болезни. Порой жалоб не бывает и при запущенной ситуации, а иногда выраженные симптомы делают жизнь пациентки невыносимой в самом начале болезни.
Кроме выпячивания при пролапсе женщину могут беспокоить:
- тянущие боли внизу живота;
- учащённое мочеиспускание;
- необходимость мочиться ночью
- (более 1–2 раз);
- затруднённое мочеиспускание;
- непроизвольная потеря мочи при кашле, смехе, чиханье, прыжках, физической нагрузке, половом акте.
Помимо эстетического дефекта и интимных проблем, делающих практически невозможными половые контакты, со временем могут развиться:
- обструкция мочевых путей: приводит к застаиванию и инфицированию мочи, что провоцирует пиелонефрит, гидронефроз, циститы;
- частые рецидивы вульвовагинита : причина – зияние половой щели, через которую проникают микробы;
- трофические язвы влагалища: из-за того что стенка влагалища находится снаружи, происходит трение, что может привести даже к сепсису.
Нужна поддержка
По статистике, операция показана каждой десятой женщине с опущением матки. Золотой стандарт хирургического лечения патологии – влагалищная экстирпация матки и пластика влагалища (матку удаляют, а влагалище сужают). Но при этом практически в половине случаев (40%) возникают рецидивы, при которых влагалище всё равно продолжает выпадать, так как поддержки ему нет.
Современные способы лечения опущения матки, которыми владеют очень немногие хирурги, предполагают помимо удаления тела матки установку синтетических имплантатов. Они служат поддержкой внутренним органам, замещая ослабленные связки. Раньше использовались имплантаты в виде гамака, но они имели большие размеры, что было чревато осложнениями: протрузией, сморщиванием протеза, уплотнением стенки влагалища, дискомфортом при половой жизни, болями в области малого таза. Сегодня гамаки применяют только при сильном опущении стенки влагалища (цистоцеле), а в других ситуациях используют имплантаты меньшего размера: прямоугольный лоскут 15×4 см при лапароскопических операциях или ленту 10×1 см – при влагалищных.
Такие операции делаются двумя конкурирующими способами: либо через проколы в передней брюшной стенке, либо через влагалище. Их эффективность примерно одинакова (95%). Но окончательный результат можно оценить лишь через 3 года.
Что касается безопасности, то риски осложнений тоже примерно одни и те же. Однако если женщина планирует беременность, ей придётся выбирать операцию влагалищным доступом, потому что в отличие от лапароскопии, когда матка в подавляющем большинстве случаев удаляется, в этом случае она сохраняется.
Взвесьте риски
Хирургов, одинаково хорошо владеющих эндоскопическим и лапароскопическим способами лечения пролапса, мало. Важно, чтобы врач имел высокую квалификацию и большой опыт, по-скольку в ином случае велик риск осложнений, часть из которых потенциально смертельно опасны. Например, при травме сосудов может возникнуть фатальное кровотечение. Дело в том, что влагалищная операция проводится практически на ощупь, основные её этапы – слепые.
Если вмешательство проведено правильно, осложнения крайне редки. Самое серьёзное из них (не более 1%) – болевой синдром, тянущие ощущения при половом акте. Если такая боль не проходит 3 месяца, хирург пересекает имплантат в месте наибольшего натяжения. В 2–3% случаев после операции вследствие возможного нарушения иннервации мочевого пузыря или уплотнения его стенки могут возникнуть дизурические расстройства (учащённое мочеиспускание). У 10% пациенток появляется недержание мочи. Однако это не осложнения, а, скорее, следствие вмешательства. Чтобы решить проблему недержания, придётся сделать ещё одну слинговую операцию.
Кстати
Есть и консервативный способ лечения опущения матки. Его применяют, когда операция невозможна по состоянию здоровья. В этом случае пациентка может использовать гинекологический пессарий. Его надо вводить во влагалище и носить круглосуточно (раз в сутки вынимая для промывания). Эта резиновая пробка (формы бывают разными) будет удерживать органы от выпадения. При 1–2-й степени опущения используют поддерживающие пессарии, при 3–4-й – заполняющие.