Посетители ресторанов и кафе, покупатели в магазинах, те, кто заказывает доставку различных блюд на дом, не застрахованы от получения некачественной еды. Эксперты Российской системы качества дали рекомендации, как потребителю получить компенсацию в том случае, если его здоровью был нанесен ущерб.
Для того чтобы получить компенсацию, необходимо обратиться к врачу, собрать доказательства, написать и отправить претензию в адрес магазина, ресторана и пр., обратиться в контрольно-надзорные органы, а если на претензию не отреагировали, то в суд.
В каких случаях следует обращаться к врачу?
Обратиться к врачу нужно, если вам стало плохо после съеденного. Факт отравления надо обязательно зафиксировать, а сделать это может только медицинский работник. В графе «Причина» врач запишет с ваших слов, что именно вы съели и что вызвало последствия.
Какие доказательства потребуются?
В качестве доказательств можно предъявить чек, выписку с банковской карты, показания свидетелей, фото и видео из ресторана или кафе, записи камер наблюдения. Иметь чек желательно, но не обязательно. Согласно ст. 55 Гражданского кодекса РФ, при оформлении претензии и отсутствии чека можно представить другие доказательства.
Если отравление произошло в ресторане или кафе, эксперты Роскачества советуют обязательно собрать доказательства, что все случилось в конкретном заведении. По словам заместителя руководителя организации Александра Борисова, вместе с симптоматикой и назначенным лечением очевидность употребления определенных продуктов или блюд в конкретное время и в конкретном месте не будет вызывать сомнений.
Если еда была куплена в магазине или заказана на дом, в Роскачестве советуют отдать ее остатки на экспертизу в санэпидстанцию (СЭС), чтобы получить соответствующее заключение о небезопасности продукта. Если доставка осуществлялась на дом, то дополнительным доказательством может быть скриншот «корзины» онлайн-магазина или заведения общепита с перечнем продуктов или блюд.
Как составить претензию?
В Роскачестве не советуют нанимать юридические компании и тратить собственные средства для получения компенсации. Заведение общественного питания или магазин обязаны будут оплатить затраты пострадавшего при получении претензии с соответствующими доказательствами.
В претензии нужно в произвольной форме описать событие (дату покупки, что именно и где приобрели, сколько заплатили и т. д.) и последствия (факт отравления, который зафиксирован медицинским заключением или справкой). Далее следует сослаться на статью 14 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», согласно которой вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.
В общую сумму компенсации, помимо средств, затраченных на продукты, может включаться компенсация морального вреда, средств на лекарства, вынужденного рабочего простоя по болезни и прочее.
Претензия подается лично или заказным письмом в двух экземплярах. Один экземпляр вручается представителю заведения, второй заверяется у администратора магазина (ресторана, кафе и пр.) и оставляется себе. При заказе еды онлайн следует направить претензию не только магазину или ресторану, но и в адрес интернет-платформы.
Срок рассмотрения претензии составляет 10 дней (статья 22 закона «О защите прав потребителей»).
Письменное заявление также можно подать в территориальный отдел Роспотребнадзора или на официальном сайте ведомства. Получив такую информацию, специалисты надзорного органа проведут проверку и примут меры. Ответ, который будет направлен на адрес пострадавшего, можно использовать в суде. Срок рассмотрения жалобы составит 30 дней.
Что делать, если на претензию не отреагировали?
Если организация общественного питания или магазин не реагируют в течение 10 дней, то это основание для обращения в суд. Если ущерб составил менее 50 тыс. рублей, нужно обращаться в мировой суд, а если от 50 тысяч — в районный суд общей юрисдикции. Подать иск можно лично или заказным письмом на адрес суда по месту нахождения ответчика, или по собственному месту жительства. При этом госпошлина не взимается.
Также нужно собрать все доказательства и установить четкую связь между съеденным некачественным продуктом и отравлением. В суде необходимо будет представить доказательства, подтверждающие нанесенный ущерб, справку от врача, чеки, квитанции, заключения экспертизы, переписку с ответчиком и т. д.
Если последствием отравления стала инвалидность или смерть, то может быть возбуждено уголовное дело по статье 238 «Сбыт товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Расследуют такие дела органы полиции или Следственный комитет.