Как лечат сердце? Эксперт о видах диагностики и операциях на сосудах

Наш эксперт — Виктор Дёмин, д. м. н., заслуженный врач РФ, заведующий отделением рентгенохирургических методов диагностики и лечения Оренбургской областной клинической больницы.    
   

Майя Миличь, АиФ.ru: В чём сегодня заключается суть лечения заболеваний сердца?

Виктор Дёмин: Современное лечение заболеваний сердца предполагает точную диагностику, то есть сегодня далеко не всегда достаточно снять электрокардиограмму и сделать ультразвуковое исследование сердца. Если больному поставлен диагноз ишемической болезни сердца — а это всё-таки основная патология, которая приводит к смертности, — то пациенту в подавляющем большинстве случаев необходимо выполнить коронарографию.

Это диагностическая операция, при которой пациенту в рентгеноперационной вводят катетеры в сосуды сердца, выполняется снимок сосудов, который помогает объективно оценить, в чём причина страданий человека.

После этого разрабатывается уникальный сценарий лечения для каждого пациента. Благодаря исследованию, мы видим, какого рода сами поражения, и, соответственно, выбираем несколько путей лечения. Это может быть консервативное лечение, если у больного нет крупных сужений сосудов и вероятной патологии, которая стимулируют поражения сердца. Или если предпосылки для патологии есть, но они ещё не достигли таких величин, которые требуют оперативного лечения. Иногда больному назначается эндоваскулярное лечение, то есть стентирование коронарных артерий, и процент этого вида лечения всё больше и больше. Если болезнь уже зашла очень далеко, то выполняется аортокоронарное шунтирование.

Бывает, что операцию сделать невозможно в силу диффузного поражения артерий, когда уже никакое хирургическое лечение не показано.

Взаимоотношения между типами лечения очень меняются. В среднем по миру, отношение стентирования коронарных артерий к шунтированию пять к одному, в России примерно два с половиной к одному, а в наиболее развитых странах, например в Японии, десять к одному.

   
   

С каждым годом намечается тенденция роста в сторону эндоваскулярных операций, потому что они менее травматичные и позволяют выполнять вмешательство в ряде случаев у пациентов с более обширной патологией, когда вовлечены не только сосуды сердца, но и других органов.

— Многие пациенты очень боятся ложиться на операционный стол. Какие у операций на сердце бывают риски и осложнения?

— Риск есть, конечно, у каждого лечебного вмешательства. Если взять любой лекарственный препарат и открыть его инструкцию, то там мы увидим достаточно длинный перечень побочных эффектов. Это связано с тем, что компании-производители обязаны упомянуть обо всех возможных сторонних эффектах, даже если их частота крайне невелика или близка к нулю. То же самое касается и диагностических исследований и операций. Безусловно, риск осложнений есть, ведь это внешнее вмешательство в сердце. И даже диагностическая коронарография какой-то риск несёт в себе. Но в наше время эти риски сведены к минимуму.

Мы не можем знать заранее, с чем столкнётся пациент. У больного может быть такое поражение сосудов, которое уже при первой инъекции может привести к осложнениям. Но это крайне редкий случай. Также у пациента может быть и аллергическая реакция на лекарственные препараты.

Сейчас вмешательство выполняется на современной аппаратуре, с помощью миниатюрных инструментов и настолько мягко, что травматичность сведена к минимуму. При этом осуществляются современные виды мониторинга, а большинство эндоваскулярных операций выполняется под местной анестезией, что тоже убирает один из факторов риска.

Убрать полностью все риски невозможно, но сегодня, благодаря технологиям, они сведены к минимуму. Это касается и эндоваскулярных операций, и кардиохирургических операций. Так называемые «открытые» операции считаются более тяжёлыми, более травматичными, но они тоже очень технологично отработаны.

Если посмотреть на тридцать лет назад, то, по сути, операции изменились мало, но само наполнение и то, как они выполняются технологически, конечно, ушло далеко вперёд, и безопасность существенно повысилась.

Фактор времени

— Как быстро пациент попадает на стол к хирургу при необходимости?

— Здесь нужно разделить больных на две группы. Есть пациенты так называемой «хронической ИБС», у которых есть признаки ишемической болезни сердца, есть стенокардия, боли в сердце, которые когда-то перенесли инфаркт миокарда. Это пациенты «плановые». И есть пациенты, которые поступают в больницу или клинику с инфарктом миокарда. Это принципиально разные ситуации.

Что касается инфаркта миокарда, за последние пять лет в нашей стране проделана огромная работа, создана специальная программа сосудистых центров, которые получили особое финансирование, есть программа, посвящённая борьбе с инфарктом миокарда и инсультом. Это позволило во всех регионах, даже там, где вообще не было операционных для оказания помощи при инфаркте миокарда, создать такие операционные. Все регионы вошли в эту программу.

За последние годы помощь при острых нарушениях кровообращения сердца опережает помощь при плановых. Абсолютные цифры этих операций пока меньше, но рост их происходит существенно быстрее. Если пациент находится не в отдалённом населённом пункте, а в относительно крупном центре, где он может быть доставлен в специализированную клинику или сосудистый центр, то, как правило, при инфаркте миокарда он может сразу попасть в рентгеноперационную.

В этом случае сразу выполняется экстренная коронарография и, если необходимо, экстренное вмешательство. Причём в этом случае операция выполняется обычно на каком-то одном сосуде. Сердце кровоснабжают несколько артерий, и бляшки могут быть во всех артериях, но, когда у пациента случился острый приступ боли, это связано чаще всего с тем, что тромб образовался в каком-то одном сосуде. Причём исходная бляшка могла вызывать и относительно небольшое сужение, которое раньше не провоцировало боли в сердце (стенокардию), но произошёл распад бляшки, который и привёл к инфаркту.

В этих случаях крайне важен фактор времени — чем быстрее больной поступает, тем лучше результаты операции. При инфаркте миокарда, если больной поступает в первые часы, показана сразу непосредственная операция. Если же по каким-то причинам больной не может быть доставлен в первые шесть часов, то мы можем немного оттянуть это время, использовав «тромболитическую терапию». Больному вводятся специальные препараты, растворяющие тромб, и в этом случае мы до суток можем увеличить время доставки больного в операционную.

Если больной живёт далеко от интервенционной лаборатории или по каким-то причинам не смог в первые часы попасть, например поздно вызвал скорую помощь, то этот способ помогает нам успешно его прооперировать. Выполняется «отсроченная» операция.

Но чем раньше сделана операция, тем меньше останется изменений в сердце, будет меньше зона поражения.

— А как обстоит ситуация с хроническими заболеваниями сердца?

— Ситуация с хроническими заболеваниями несколько иная и больше отличается от области к области. В разных регионах нашей страны разное количество операционных, которые могут оказывать эту помощь. Очень разные очереди на диагностические исследования и операции. Проблема в том, что по хронической ишемической болезни сердца единой программы нет. Хотя существует система высокотехнологичной помощи, которая осуществляется не только в кардиохирургическом, но и в разных направлениях.

В целом ряде регионов ведущие учреждения вошли в эту систему оказания помощи, но всё равно эта помощь не может охватить всех нуждающихся. Поэтому доступность всё-таки разная. Более того, в каждом регионе существуют разные тарифы медицинского страхования на диагностические исследования. Система помощи направлена на операции, но ведь больного надо ещё и обследовать. Это должно покрываться страховыми компаниями. В результате больные находятся в неравных условиях, и это, пожалуй, слабое место программы.

Но тем не менее у нас каждый год рост количества исследований, коронарографий от 10 до 20 %. Это очень приличный рост. И даже при таких темпах нам нужно ещё примерно семь – восемь лет, чтобы выйти на среднеевропейский уровень.

Виды операций

— Какие виды операций на сердце бывают?

— Операция коронарного шунтирования — это первая операция, которая была разработана для лечения сосудов сердца, она остаётся крайне актуальной, особенно, когда болезнь зашла очень далеко. Эта операция проводится в разных вариантах. Требуется разрез грудной клетки, общее обезболивание и искусственное кровообращение.

Но бывают такие ситуации, когда открытую хирургическую операцию можно сделать с помощью небольшого разреза, на работающем сердце, с меньшей инвазивностью. Сосуд фиксируется с помощью специальных приспособлений и накладываются один или два шунта.

Эндоваскулярные операции предполагают минимальное вмешательство, через небольшой прокол можно прооперировать любой сосуд, не только сердечный, но и сонные артерии, и внутримозговые, и почечные артерии, сосуды верхних и нижних конечностей, сосуды кишечника. То есть нет сосуда, который нельзя было бы прооперировать. Используют для таких операций чаще всего два доступа — прокол делается либо в паху, либо в лучевой артерии, около запястья. Здесь уже не требуется ни общего обезболивания, ни разрезов, ни швов. Преимущество этих операций в том, что мы восстанавливаем те сосуды, которые в человеке есть, или расширяем сосуд, или освобождаем его от бляшки. При шунтировании вокруг поражённого участка накладывается фрагмент, заменяющий сосуд человека. В этом принципиальное различие двух операций.

Но это всё равно операция, ведь хирурги вмешиваются и что-то исправляют. В отличие от обычной хирургии, где убирают что-то лишнее, сердечно-сосудистая хирургия — это хирургия восстановительная, где мы должны восстановить и вернуть нормальный ход крови.

Восстановление после операций

— Каков период восстановления после операций на сердце?

— В первую очередь, период восстановления зависит от того, в каком состоянии больной попал на операционный стол. Если всё произошло оперативно — то есть человек вовремя попал на операционный стол, врачи вовремя провели исследования и поставили диагноз, провели стентирование, то через три дня, а иногда и быстрее больного уже выписывают, и он никаких ограничений не имеет. Конечно, он должен тщательно следить за приёмом лекарств, не допускать факторов, которые приводят к сгущению крови, например избегать нахождения на жаре и избыточного употребления алкоголя. Но в целом пациент ведёт обычный образ жизни, находится на листе нетрудоспособности короткое время и может достаточно быстро выйти на работу.

Другое дело, когда выполняется такая же операция, но уже поражены несколько сосудов и ранее уже были перенесены инфаркты. После операции и после восстановления кровотока в сердце всё равно остаются поражённые участки, и оно уже не будет таким, как раньше. Поэтому потребуется более длительная реабилитация, зачастую рекомендуется санаторное лечение.

Но чаще длительная реабилитация требуется после шунтирования, так как эта операция более травматична, нужно, чтобы зажила послеоперационная рана, чтобы перестроился кровоток в сердце, чтобы восстановились силы. Поэтому после шунтирования больной обычно лежит в стационаре в среднем две недели, а месяц — это восстановительный период, который нужно провести дома на больничном или в санатории.

Болезнь сердца очень помолодела

— Какую роль играет возраст пациента?

— Конечно, возраст имеет большое значение. Проблема в том, что болезнь сердца очень помолодела. Если раньше больные моложе 40 лет встречались крайне редко, то сейчас мы уже не удивляемся пациентам, которым 23 или 22 года. С другой стороны, раньше, например 20 лет назад, если у больного есть одновременно поражение сосудов сердца, сосудов нижних конечностей или почек, то считалось, что больной уже неоперабельный. А сейчас — нужно просто плавно выстроить сценарий лечения, больной успешно оперируется и восстанавливается. То есть то, что раньше было невозможно, сейчас стало реально.

Раньше 70 лет — это был предельный возраст для операций, то сегодня мы оперируем больных старше 80 лет, и это тоже, скорее всего, не предел. Сегодня медицина смотрит не на календарный возраст человека, а на степень изношенности организма и всех его систем — биологический возраст, что может не соответствовать прожитым годам.

Поэтому очень важно, чтобы и пациенты, и все люди очень внимательно относились к себе и своему здоровью, к приёму необходимых и назначенных лекарственных препаратов, избегали таких факторов, как курение, ожирение, нарушение гормонального фона и другие.