Израиль называют нацией стартапов — перспективных бизнес-проектов. Как этой стране удалось стать одним из мировых центров высоких технологий, прежде всего в медицине?
Из оружия — в лекарство
Израиль не имеет никаких сырьевых ресурсов, да ещё и находится в состоянии постоянной войны. Но при этом выдаёт миру колоссальное количество новых технологий, которые кардинально меняют медицину. Например, учёный-ракетчик из израильского оборонного концерна Гавриэль Иддан придумал таблетку со встроенной камерой для обследования пищеварительной системы. Каждые 20 секунд таблетка делает снимки и передаёт на приёмник на поясе пациента. Врач может наблюдать за картинкой в режиме реального времени. 20 лет этот гаджет применяется в медицине. Первое лекарство от рассеянного склероза также придумали израильские врачи. Как и 3D-картинки сердца в виде парящей в воздухе голограммы, способные облегчить хирургу проведение операции.
В Израиле сегодня насчитывается 10 тыс. компаний-стартапов, которые начали бурно развиваться с 2000-х гг., 2 тыс. из которых работают на медицину. И ещё многие разработки в эту сферу пришли из военной промышленности. Так, биомеханические руки и ноги стали появляться в том числе потому, что в Израиле нашлись энтузиасты, которые хотели вернуть покалеченных в войне с арабами солдат и офицеров к нормальной жизни. И это щедро финансировалось грантами, частными лицами, государством«.
Но на этом история не закончилась. Как-то случайно в операционную пришёл лор-врач. Увидел эту лазерную штуку и решил, что оптическое волокно толщиной в миллиметры можно ввести в носовую пазуху и разрушить там полипы, кисты, опухоль. И потом тоже удалить. Запатентовали новинку, заказали на военном предприятии аппарат и сейчас проводят клинические испытания».
Вместо врача — компьютер
Ещё одна уникальная разработка, о которой рассказал доктор Моерер, — система для хирургического исправления сколиоза. Сколиоз — это искривление позвоночника, который развёрнут вокруг своей оси. Чем больше кривизна, тем больше поворот. И именно это вызывает тяжёлые проблемы, в том числе со спинным мозгом. До сих пор для исправления делали травматичную операцию с разрезом от шеи через всю спину, восстановление длилось долго, а позвоночник в местах установки железных сегментов терял подвижность. Сейчас врачами делается два небольших разреза в спине, через них вставляется аппарат между несколькими позвонками, потом рана зашивается. Устройство во время движения пациента постепенно само раскручивает и растягивает позвоночник.
Отдельное прорывное направление — онкология. Опухоль пытаются победить как с помощью изменения поражённых генов, вызывающих рост раковых клеток, так и физическими методами, например, замораживанием. «Метод заморозки опухолей молочной железы осваивает израильская компания IceCure, — продолжает Марк Каценельсон. — Игла с жидким азотом вводится в новообразование. Опухоль замораживается до —170 градусов, а после разморозки уже не представляет опасности. Для процедуры не требуется даже обезболивающее. Она длится 15 минут. По словам представителей компании, максимальный размер опухоли, который можно удалить таким способом, — с мячик для гольфа. Так же можно лечить рак почек, простаты, печени. Разрешение на применение уже получено в США, а в следующем году технологию рассмотрят эксперты ЕС».
Есть чисто технологические направления — например, внедрение искусственного интеллекта. Уже существуют программы, способные заменить не только сотрудников регистратуры в клиниках, но и целые врачебные специальности. «Есть программы, которые сами, без рентгенолога, могут расшифровывать снимки, — поясняет Илья Моерер. — Компьютер описывает снимок, исходя из многомиллионной базы данных подобных исследований. И может даже ставить предварительный диагноз раковой опухоли».
Придумали даже колоноскоп с искусственным интеллектом, который ползёт по толстой кишке, как змея. При этом сводится к нулю риск осложнения, когда во время колоноскопии повреждают толстую кишку. Для проведения исследования врач уже не нужен, достаточно обучить медсестру.
Доктор-мультимиллионер
В чём секрет такого изобретательства? «Толчком послужил закон 1995 г., когда больницам разрешили заниматься непрофильной бизнес-деятельностью, — объясняет доктор Моерер. — Многие клиники построили на своих территориях торговые центры, подземные стоянки. Но по тому же закону доходы от бизнеса не могут быть потрачены только на выплату дивидендов. Часть идёт в фонд развития науки и технологий, а потом комиссии решают, куда потратить деньги — на научные исследования или закупку суперсовременных аппаратов».
И плюс, по мнению Марка Каценельсона, свою роль сыграли характер, психология израильтян. За многие века своей непростой истории евреи убедились: выживают лишь те, у кого есть мозги. Маленькое, бесконечно воюющее государство вынуждено множество технологий развивать само, начиная от обороны и заканчивая медициной и сельским хозяйством. Ещё в 90-х Израиль выпускал свои компьютерные томографы — потому что ему их никто не продавал. Когда сняли эмбарго, права на выпуск израильских томографов были проданы «Филипсу», который до сих пор их производит. «Кто-нибудь знает, что они придуманы у нас? И так со многими другими изобретениями, — отмечает доктор Моерер. — Еврейская ментальность — забота о семье, близких, вообще о человеке. И государство наше человекоцентрично. А медицина — это идеология, и только потом уже деньги. Один мой приятель-профессор изобрёл массу всяких вещей, всё придуманное продавал в «Джонсон и Джонсон», сделался мультимиллионером, но продолжает работать. Я у него спрашивал: «Зачем ты работаешь, тебе 70 лет, разве тебе нужны деньги?» На что он мне ответил: «Нет, мне деньги не нужны. Я должен оставить после себя как можно больше учеников и пользы для людей».