«Химия» и жизнь. Мифы и правда о лечении онкологических заболеваний

Наш эксперт – врач-онколог, гематолог, член Европейского общества медицинской онкологии (ESMO), член Нейроонкологического общества, кандидат медицинских наук Михаил Ласков.    
   

Зачастую предстоящее лечение пугает больных больше, чем сам диагноз. Ведь если насчёт операции у большинства пациентов предубеждений нет (надо так надо), то по поводу химиотерапии их масса. Порой из-за этого люди даже отказываются от лечения, предпочитая народные способы, что, конечно, приводит к непоправимым последствиям.

Миф 1. Химиотерапия губит не только раковые клетки, но и иммунитет. Поэтому от неё больше вреда, чем пользы.

Правда. «Химия» снижает иммунитет, но не настолько, как многим представляется. Главным образом страдают показатели крови – гемоглобин, лейкоциты, тромбоциты. Однако они довольно быстро восстанавливаются. Тем не менее больные должны остерегаться инфекций. Рак не является абсолютным противопоказанием для прививок, например от гриппа, а вот сама эта инфекция для ослабленного организма может быть опасна. Поэтому больным стоит посоветоваться со своим онкологом о возможности вакцинации и о предпочтительном типе вакцины. Самостоятельно принимать такие решения, конечно, не следует.

Что касается долговременных побочных эффектов «химии», то они крайне редки. Лишь у 2–3% пациентов могут длительно сохраняться проявления сердечной недостаточности, нарушение работы почек, проблемы, связанные с нервными окончаниями. У остальных повреждений либо вообще не бывает, либо восстановление наступает в течение нескольких месяцев после завершения терапии. Но даже если «побочка» не проходит, с ней можно и нужно бороться. Например, иногда (по показаниям) приходится стимулировать работу костного мозга, чтобы восстановить показатели крови, а иногда достаточно просто немного подождать – и всё приходит в норму самостоятельно. Но тактику лечения должен определять только врач. Кстати, необязательно онколог. Можно обратиться к профильным специалистам – в зависимости от того, какой орган дал сбой.

Миф 2. Химиотерапия бесполезна. В Интернете гуляет ссылка на некое исследование 2004 года, где утверждается, что «химия» повышает выживаемость всего на 2,2%.

Правда. Такие заявления нелогичны. Ведь при каждом виде рака, а также стадии болезни и характеристике самой опухоли химиотерапия имеет разную эффективность. Поэтому разговор о процентах – это что-то вроде измерения средней температуры по больнице. Химиотерапия имеет доказанную эффективность. Причём в некоторых случаях это единственный способ лечения. И излечения. Например, при опухолях крови. Но, несмотря на то, что в терапии солидных опухолей химиотерапия – это  лишь часть комплексного лечения, есть данные, что иногда рак удавалось победить только с помощью химиотерапии.

   
   

Миф 3. Эффективность «химии» зависит от выраженности «побочки». Если волосы не выпали и самочувствие не ухудшилось, то и эффекта не жди. И наоборот – если переносится плохо, то всё идёт хорошо.

Правда. В большинстве случаев это не так. «Химия» переносится индивидуально: кто-то на фоне лечения сильно худеет, другие, наоборот, набирают килограммы, у кого-то неприятных симптомов практически нет, у других – ещё какие. И даже проявления могут быть прямо противоположными. Например, одни на лекарства реагируют поносом, другие запором. Но всё это не говорит об эффективности терапии. Тем не менее косвенные выводы иногда сделать можно. Например, есть определённая группа лекарств, которые дают кожную сыпь. И врач понимает: если пациент, которому прокапали такое лекарство, пошёл прыщами – это хорошо, а если он остался с чистой кожей, скорее всего, лечение не действует. Или, например, при раке яичников у некоторых больных периодически скапливается жидкость в брюшной полости, которую раз в месяц надо откачивать. Если на фоне лечения жидкость приходится откачивать чаще, значит, «химия» не помогает.

Миф 4. Химиотерапия проходит настолько тяжело, что всё время, пока идёт лечение, а это не меньше полугода, человек прикован к постели. Не может ни работать, ни гулять, ни, конечно же, заниматься спортом.

Правда. Побочные явления химиотерапии продолжаются всего несколько дней, затем происходит восстановление, и человек чувствует себя как обычно. Некоторые люди и вовсе почти не ощущают дискомфорта. Кроме того, уже пару десятков лет применяется сопроводительная терапия, которая помогает поддерживать хорошее качество жизни во время лечения. Большую роль в этом играют современные противорвотные лекарства. Благодаря этому многие больные во время лечения продолжают работать, заниматься детьми и прочее. К тому же наука не стоит на месте. Например, сегодня активно развивается иммунотерапия, обещающая сделать лечение рака не только более эффективным, но и менее токсичным. Появились и продолжают испытываться новые цитостатики – лекарства, благодаря которым бороться с раком будет собственная иммунная система человека. Например, в лечении меланомы в мире сегодня нашлось место онколитическим вирусам. Эти препараты в виде инъекций вводятся в опухоль и уничтожают её. Благодаря им удалось значительно продлить жизнь людям с одним из самых агрессивных видов рака.

Что касается спорта, то высокие нагрузки при «химии», конечно, не показаны, но физическая активность, наоборот, помогает лучше себя чувствовать и легче переносить лечение и соответственно увеличивать его эффективность. Самые полезные – аэробные нагрузки (ходьба, езда на велосипеде, катание на лыжах).

Миф 5. Во время лечения нужно придерживаться особой диеты. Например, чтобы уморить рак, надо перестать есть мясо. Или не употреблять сладкого и мучного. Голодать, в том числе на сухую. Пить соду и прочее.

Правда. Всё это ерунда. Действительно, есть мнение, что во время лечения лучше не увлекаться красным мясом, но это не значит, что его нельзя есть вовсе. То что рак питается сахаром и поэтому больным людям категорически запрещено есть сладкое – это просто миф. Конечно, не надо есть одни пирожные – питание должно быть сбалансированным. Хорошо, если в рационе будет много белка, в том числе растительного. Голодать при «химии» нельзя, а уж сухие голодовки проводить тем более. Наоборот, пить надо много – это поможет почкам лучше справляться с лечением. О пользе соды говорить и вовсе нелепо.

Миф 6. Поскольку эффективность «химии» сохраняется, только если довести лечение до конца и строго соблюдать интервалы между курсами, любую «побочку» надо терпеть и не жаловаться. Ради выживания можно всё снести.

Правда. Нет, так поступать нельзя. Именно поэтому перед «химией» всегда берут общий и биохимический анализы крови, анализ мочи, назначают ЭКГ. Если проводить лечение человеку, у которого критично снизились показатели крови или не справляются печень и почки, он может погибнуть. Даже на небольшое снижение нельзя закрывать глаза – ведь, если провести курс «химии» на таком фоне, это не поможет больному пройти дальнейшее лечение, а, наоборот, скорее всего, сделает его невозможным. Поэтому надо просто доверять своему врачу и обсуждать любые возникающие вопросы.

Миф 7. Бросать курить и выпивать при прохождении химиотерапии необязательно. Чего уж теперь – ведь самое страшное уже случилось.

Правда. Курение и злоупотребление алкоголем при химиотерапии – дополнительная токсическая нагрузка на организм. Поэтому с вредными привычками надо попрощаться. И лучше не только на время лечения, но и после, ведь, даже вылечившись от одного рака, можно заболеть другим. Например, курение – один из главных факторов риска для рака лёгкого. Но бокал хорошего сухого красного вина или немного другого качественного алкоголя – для аппетита и настроения – можно себе позволить даже тем, кто проходит лечение.

Миф 8. Беременным, решившим сохранить ребёнка, «химию» не делают.

Правда. Не всегда. Всё зависит от самой болезни. Например, при раке щитовидки чаще всего лечение можно отложить до родов – и ничего страшного не произойдёт. При некоторых других видах опухоли «химию» проводят во время беременности, и плод от такого лечения не страдает. Сейчас есть много способов в любых ситуациях пробовать бороться как за жизнь матери, так и ребёнка. Но иногда больным приходится делать тяжёлый выбор и решать: либо спасать свою жизнь, либо сохранять ребёнка.