Проблем в нашем здравоохранении предостаточно. Но зачастую неудовлетворённость лечением возникает у людей не из-за того, что на медицину выделяется мало денег, а у врачей из-за высокой загруженности и нормативов по приёму больных не хватает на них времени, но и просто потому, что доктор и пациент не могут найти общий язык друг с другом.
Формула успеха
Мы привыкли считать, что, случись что, главное – найти хорошего специалиста, а дальнейшее уже его дело. На деле это не так. От врача зависит примерно лишь 20–30% успеха лечения, а остальные 70–80% зависят от поведения самого больного: его отношения к своему здоровью, образа жизни, психологического настроя и мотивации выздоравливать, а также от его приверженности лечению, которая заключается в правильности и неуклонности исполнения всех врачебных рекомендаций.
Правила этикета
В каждой жизненной ситуации есть свои неписаные законы поведения. В медицине тоже. И, когда больной нарушает их, врача это не может не раздражать. Медики ожидают от своих пациентов большей осознанности и ответственности, более доверительного и уважительного отношения к себе и своему времени, а также понимания, что даже самые лучшие доктора не боги, а всего лишь люди и их возможности ограничены.
Среди главных прегрешений пациентов – не только агрессивное или подчас откровенно хамское поведение:
Говорят не по существу. Например, начинают рассказывать о своей болезни издалека, описывая ситуации, возникшие десятилетия назад и не имеющие к данному недомоганию никакого отношения. В этом случае сбор анамнеза может сильно затянуться и у врача просто не останется времени на лечение.
Приходят с готовыми решениями. Например, настаивают на том, чтобы врач им выписал то же лекарство, что помогло соседу, или чтобы лечили только так, как рассказали по телевизору или написали в Интернете.
Не могут чётко описать симптомы. Врач ведь не ясновидящий, чтобы угадывать, что человека беспокоит. А направить диагностику в нужное русло очень помогают правильно указанные симптомы. Иначе даже хороший доктор может долго плутать не в том направлении.
Игнорируют правила, действующие в учреждении. Например, возмущаются, что не могут попасть к узкому специалисту без предварительной консультации у терапевта, или недовольны, что им отказывают в госпитализации и не дают направления на исследование, для проведения которого нет оснований. Или, скажем, настойчиво требуют предоставить выписки и анализы, касающиеся их родственников, что вообще противозаконно (такую информацию может получить только или сам больной, или ограниченный список лиц, указанных им в специальном документе). Хорошо было бы заранее знать о своих правах и чужих обязанностях и не выходить за их рамки. В конце концов врач не может отвечать за всё, что происходит в здравоохранении.
Не соблюдают врачебных рекомендаций. Ведь доктор только назначает и контролирует лечение, а выполнять предписания должен сам больной.
Требуют обслуживания, а не лечения. Не стоит воспринимать выражение «медицинские услуги» чересчур буквально. Такой подход для врача оскорбителен.
Будь готов!
На приём к доктору, как и на урок к учителю, надо приходить подготовленным. Это не только демонстрирует уважение к врачу, но и экономит время и повышает качество оказания медицинской помощи. Консультация будет более продуктивной, если вы:
Возьмёте с собой все необходимые медицинские документы. Не забудьте принести выписки из стационаров, результаты всех анализов и исследований. Однако важно критически подойти к сбору медицинской документации, чтобы принести лишь то, что имеет отношение к заболеванию. Например, не стоит кардиологу нести рентгеновские снимки суставов, а травматологу – УЗИ щитовидки.
Заранее в деталях продумаете план консультации и определите интересующие вопросы. Чётко сформулируйте жалобы. Максимально точно опишите симптомы: где болит, как, когда. Сообщите врачу обо всех имеющихся хронических заболеваниях и всех принимаемых на постоянной основе препаратах (и не забудьте упомянуть об аллергии на лекарства). Запишите в блокнот все вопросы, которые хотели бы задать врачу. Не стоит надеяться на свою память – иначе что-то важное можно упустить. Не стесняйтесь переспрашивать, если что-то не поняли. Записывайте важную информацию.
Будете немногословным и откровенным. Отвечайте по существу, и, главное, – правду. Даже если в предыдущий раз вы обещали доктору бросить курить или без пропусков принимать таблетки, но этого не сделали, лучше честно сознайтесь. Иначе врач не сможет назначить адекватного лечения.
Смотрите также:
- Врачебные ошибки: откуда они берутся, и как пациенту от них уберечься? →
- 17 секретов, которые ваш врач никогда не откроет →
- Ваш доктор. Какой тип врача вам подходит →