Экологический рай: миллионы туристов едут за здоровьем на Майорку

Всего 60 лет назад на месте гостиничных высоток, сгрудившихся на узкой полоске побережья, шумели сосновые леса, а местное население жило в рыбацких деревнях, следуя патриархальному укладу.

   
   

Но знание о том, что на этом небольшом острове (всего-то 90 км в длину и 60 в ширину) целебны не только море, но и воздух, и растительность, передавалось испокон веков.

Снадобья из монастыря

Разнообразные травы входили здесь и в состав народных рецептов, и использовались профессиональными медиками. Это видно на примере аптеки в монастыре картезианцев в Вальдемосе, первое упоминание о которой есть в документах 1725 года.

Аптека в монастыре. Фото автора

Представить, как она выглядела, можно и сегодня – она сохранилась в монастырских кельях в виде музея, но поражает другое: аптекарь Хуан Эстеве отпускал здесь лекарственные препараты еще в 1923 году!

Лекарственные препараты в музее находятся в той «упаковке», в которой они хранились и отпускались: мази – в керамических сосудах с традиционным местным орнаментом; настойки и другие жидкости – в бутылях темного стекла; сухие травы и порошки – в расписных деревянных ящичках. На каждом из них были наклейки, указывающие, что от чего помогает. Например, на кардиологических средствах можно увидеть пожухлый листочек в виде сердечка.

Натуральное хозяйство

Более поздняя эпоха развития медицины представлена в старинной усадьбе Ла Гранха, также превращенной в музей. Здесь можно увидеть, как жили, на чем спали, где отдыхали и принимали пищу знатные господа, где и как играли и учились их дети. А на нижних этажах – узнать, как эта пища готовилась и хранилась, как изготавливались ткани, шилась обувь и многое другое. Ведь усадьба в течение многих столетий обеспечивала себя всем необходимым полностью!

Здесь же представлен и кабинет домашнего врача ХIХ века, где находятся совершенно диковинные на нынешний взгляд рабочие места офтальмолога, стоматолога, гинеколога…

В усадьбе жило до 150 человек, и всех так или иначе надо было лечить, пломбировать или удалять им зубы, зашивать раны, вправлять вывихи и накладывать гипс на переломы, принимать у женщин роды…

   
   
Кабинет домашнего врача XIX века. Фото автора

Все эти экспонаты любовно сохранены и преумножены купившим усадьбу и превратившим ее в музей Сеги Колоном, чье имя здесь произносят с гордостью и благодарностью.

Частная или государственная?

Современной системой здравоохранения майоркинцы, как и все испанцы, довольны. Абсолютно все, кто проживает здесь легально, имеют право на медицинскую страховку. Другое дело, что не все ею пользуются. На Майорке, например, многие государственные клиники заполнены пожилыми людьми, которые приходят сюда просто пообщаться. Выжидать такую очередь работающий человек не в силах. Поэтому более обеспеченные покупают страховые полисы в частные клиники, хотя их стоимость достаточно высока: 70 евро в месяц. В частные клиники обращаются за экстренной помощью.

Заработная плата врачей оставляет желать лучшего, и многие медики либо уходят в частную медицину, либо вообще уезжают из страны.

Именитые гости

Но майоркинцы не печалятся. Их главная жизненная установка: как есть, так и хорошо. А хорошо – как есть.

Эту степенность и спокойствие местных жителей в свое время отметила Жорж Санд. Ее приезд на Майорку в 1838 г. был вызван желанием поправить здоровье любимого человека – Фредерика Шопена. Несмотря на не слишком лестные отзывы о местных нравах, которые можно прочитать в продающейся здесь на каждом углу книге Жорж Санд «Зима на Майорке», именно с легкой руки писательницы в эти края потянулась парижская богема, а затем и аристократия.

Ведь, помимо критики в адрес не желающих, как сейчас бы сказали, «напрягаться» местных жителей, главным все же было ее восхищение самим островом, его природой, где между двумя морями расположились и горные массивы, и просторные долины, озера и реки, солнечные южные города. И та самая, из песни, необыкновенная Пальма-де-Майорка, привлекающая миллионы туристов (всего отдыхать на остров приезжает ежегодно от 9 до 12 млн человек).

Сейчас здесь есть и летняя королевская резиденция «Мариверт» (то есть «Море и ветер»), и поместья звезд, и бесчисленные отели любой ценовой категории.

Частые гости острова – Хосе Каррерас, Антонио Бандерас. Впрочем, любому побывавшему здесь хочется возвращаться еще и еще. Не случайно Майкл Дуглас создал в Вальдемосе музей, посвященный своей любви к Майорке, где он неизменно проводит каждое лето. Он ходит здесь в футболке и холщовых штанах, не опасаясь папарацци, а приветливые медлительные майоркинцы воспринимают его как своего.

Долгожители

Легкий характер островитян, умение воспринимать жизнь такой, как она есть, тоже способствуют долгой и счастливой жизни. Не случайно продолжительность жизни здесь составляет в среднем 80 лет, и на сегодняшний день из девяти сотен человек, населяющих остров, 175 долгожителей, которым за 100 лет (121 из них – женщины).

А о том, что Майорка, как и в старину, остается экологическим раем, свидетельствует хотя бы такой факт: именно здесь выращивают на специальных полях растения для создания лекарственных препаратов ведущие фармацевтические компании. А затем продают их по всему миру…

Смотрите также: