Доктор на проводе. Почему онлайн-консультации врачей стали так популярны?

Врачи в Центре дистанционного консультирования с применением телемедицинских технологий. Иркутская областная клиническая больница. © / Кирилл Шипицин / РИА Новости

Эпидемия коронавируса дала толчок развитию цифровой медицины. Спрос на онлайн-консультации врачей возрос в разы.

   
   

На приём – онлайн

Информационные технологии начали активно внедряться в рамках нацпроекта «Здраво­охранение» с 2019 года. И развитие телемедицины в стране шло довольно плавно до нынешней весны, когда эпидемия стала катализатором процесса. Потребность в таких консультациях во время пандемии выросла взрывными темпами, ведь пойти к врачу на плановый приём для многих стало невозможным.

«Если раньше у людей была сдержанность в отношении к такой помощи, то эпидемия и карантин увеличили спрос в 7 раз, – рассказал член эксперт­ного совета при Правительстве РФ Леонид Меламед, клиника которого оказывала бесплатные онлайн-консультации людям по десятку специальностей во время карантина. – Мы подключили 500 новых докторов из разных регионов. В день врачи давали больше 2,5 тыс. консультаций. Изменился и портрет пользователя. Если раньше это были люди от 25 до 50 лет, больше женщины с детьми, в основном из Москвы и Московской области, то в период коронакризиса прибавилось более возрастное население, пациенты из регионов».

Есть и другая часть телемедицины – консультации «врач – врач», когда доктора в онлайн-режиме советуются с коллегами в сложных случаях. Эксперты из федеральных клиник могут войти в информационную систему, изучить цифровые снимки КТ, прочие данные пациента. Такие технологии незаменимы, чтобы сделать современную помощь доступной всем, вне зависимости от места проживания. Благодаря нацпроекту «Здравоохранение» центры телемедицины начали создаваться на базе региональных клиник ещё в конце 2019 г. Например, в Иркутске такой центр был открыт при областной клинической больнице. Диспетчер круглосуточно принимает запросы от врачей районных больниц, в среднем по 20 в день. В экстренных случаях «сеанс» с ведущими специалистами организуется в течение получаса. За полгода иркутский центр организовал свыше 450 консультаций.

Помощник для врача

На Сахалине за 5 месяцев проведено 1500 консультаций между районными и областными больницами. К консультированию сахалинцев подключились и врачи из Первого клинического медцентра Коврова. С начала года – 107 онлайн-приёмов по кардиологии, сердечно-сосудистой хирургии, ортопедии и т. д. «Сейчас чаще всего телемедицинские консультации получают жители северного Сахалина и Курильских островов», – отметил министр здравоохранения региона Владимир Ющук. А врачи помнят случай, когда в конце прошлого года благодаря телемедицине удалось спасти жизнь ребёнку. Малыш родился с огромной опухолью мозга. Островные медики обратились онлайн за помощью к коллегам из НМИЦ здоровья детей, те подтвердили диагноз и приняли решение направить младенца в Москву. «Ребёнок был срочно прооперирован. Сейчас это здоровый и активный мальчик», – поделилась главврач детской областной больницы Лариса Фатеева.

Ещё более перспективное направление – искусственный интеллект. В «Сколково» разработали систему «Электронный клинический фармаколог». Она начала внедряться в регионах, вскоре заработает в 8 стационарах Дагестана. Искусственный интеллект на основе накопленных знаний за доли секунды анализирует, насколько совместимы назначенные пациенту препараты, каков риск осложнений, можно ли заменить их аналогами. Качество помощи повышается, экономятся время врача и расходы на лекарства.

Эксперты уверены, что после эпидемии медсервисы будут продолжать жить в онлайне – это удобно, дёшево, рационально. В итоге найдётся баланс онлайн- и офлайн-медицины. «Мы лечились по телефону у уважаемых нами врачей, а теперь это переведено в современный и безопасный формат», – считает Леонид Меламед.