Докатились! Как избежать болезней автомобилистов

© / Andrey_Popov / Shutterstock.com

Согласно исследованиям, в списке профессиональных заболеваний водителей первое место заняли простудные заболевания. На втором месте — заболевания позвоночника, особенно шейного и поясничного отделов. На третьем — болезни сердечно-сосудистой системы и органов пищеварения (за что отдельное спасибо стрессам на дороге).

   
   

Опасная прохлада

С простудами за рулём всё более или менее ясно. Зимой легко заболеть из-за большой разницы температур в автосалоне и на улице, а летом — из-за сквозняка из открытого окна. Кондиционер, конечно, спасает, но тоже не всегда. Иногда, наоборот, насморк и ангина возникают у водителей именно из-за него. По мнению медиков, безопасное для здоровья понижение температуры воздуха составляет 3–5 градусов. Поэтому, когда в салоне автомобиля становится прохладнее сразу на 10, а то и больше градусов, организму совсем не здорово.

Выход. Не включайте кондиционер сразу же на полную мощность. Добиваться снижения температуры надо постепенно, снижая её на 3–5 градусов с интервалом 10–15 минут. Кстати, комфортной и физиологичной считается температура плюс 22–24 градуса.

Ещё одна опасность кроется в несвоевременной замене воздушных фильтров. Делать это надо не реже чем раз в год. Если же фильтры засорены, это не только ухудшает работу кондиционера, но и способствует тому, что там скапливаются плесневые грибки и микробы — возбудители разных болезней.

Удар в спину

Теперь о позвоночнике. Источник бед здесь не только в длительном (а если учитывать наши пробки, то очень длительном) сидячем положении, но и в неправильной позе, возникающей из-за некачественного или плохого отрегулированного сиденья. Правильное положение позвоночника должно напоминать букву S. При этом руки водителя должны быть почти выпрямлены, а ноги, согнутые в коленях, спокойно доставать до педалей. Однако многие сидят за рулём в «позе банана» или буквы С — склонившись к рулю и вытянув выпрямленные ноги к педалям. В результате хронического перенапряжения мышц и тряски во время езды страдают и стираются межпозвонковые диски.

Выход. Решить эту проблему помогут жёсткие сиденья, подогнанные по фигуре, и правильная посадка. Не откидывайтесь назад, поясницей касайтесь сиденья (можно подложить подушечку), затылком упирайтесь в подголовник. Купите удобные зеркала (особенно заднего вида), чтобы следить за движением, не выкручивая шею. Для долгих поездок надевайте корсет. И не слишком уповайте на массажные роликовые чехлы. Конечно, они помогут расслабить затёкшую спину, но если у вас уже появилась проблема с позвоночником, а тем более грыжа, то такие чехлы во время дорожной тряски только ухудшат ситуацию. Если предстоит долгая дорога, делайте перерыв через каждые 1,5–2 часа езды. В профилактических и тем более лечебных целях посещайте мануального терапевта или ­остеопата. Но только после консультации врача-вертебролога и МРТ. И, конечно, не забывайте отдыхать от вашего «железного коня»: гуляйте, плавайте.

В ногах правда есть

Боль в ступне преследует многих водителей. Артроз, пяточная шпора, бурсит (воспаление суставной сумки), плоскостопие — всё это результат неравномерной нагрузки на стопу, которая большую часть времени в течение поездки остаётся малоподвижной, но периодически, при нажиме на педаль газа, сильно напрягается.

   
   

Выход. Чтобы предотвратить недуг, своевременно обратитесь к ортопеду. Особенно если появились хруст, боль и отёки ступней. На первых порах могут помочь специальные стельки, но только выписанные врачом и купленные в специальной аптеке.

Через каждые час-полтора выходите из машины для разминки. Сначала надо походить на носках, потом — на наружном и внутреннем крае стопы. Дома можете рассыпать по полу камушки и постараться собрать их по одному, захватывая стопой. Полезно ходить без обуви по неровной поверхности, плавать кролем, делать массаж ступней.

Увы, ходьба босиком по полу пользы не принесёт, даже наоборот — от этого стопа лишь больше уплощается. Лучше надевайте тапочки с плотным задником, а если врач посоветует, то приобретите домашнюю ортопедическую обувь.

Долой застой!

Типично женская проблема, связанная с автомобилем, — застой крови. Ведь женские кровеносные сосуды более тонкие. Из-за этого могут возникать геморрой и варикозное расширение вен нижних конечностей.

Выход. Во время остановок в пути вращайте ступнями по кругу и с носка на пятку. Периодически сжимайте и разжимайте ягодицы (кстати, помимо профилактики застойных явлений в малом тазу это упражнение помогает и от застоя в интимной сфере). Также полезно сидеть с приподнятыми ногами (но, конечно, не за рулём).

По вечерам делайте ванночки для ног и принимайте контрастный душ. Утром и вечером массируйте стопы. Используйте кремы, улучшающие венозное кровоснабжение.

Личное мнение

Михаил Державин:

—  В своё время я активно водил машину. Сперва у меня была первая модель «Жигулей», потом была «Нива». И мы ездили с Александром Анатольевичем (Ширвиндтом. — Ред.), который у нас автомобилист ещё с древних времён, на рыбалку. Но потом я стал мало за рулём ездить и стал больше ходить пешком. До сих пор, если у меня есть свободное время, я хожу от дома на Арбате до театра на площади Маяковского пешочком. Обратно, конечно, после спектакля меня забирают на машине.