Диетологи есть, но диетологов нет. Как лечить ожирение?

Руководитель клиники коррекции веса, врач-диетолог, проф. Алексей Ковальков считает, что в каждом крупном городе должны быть центры диетологии, а в школах детей необходимо обучать правильному питанию.

   
   
Алексей Ковальков, руководитель клиники коррекции веса, врач-диетолог, профессор. Фото: личный архив

Заболевание, которое не лечат

Алексей Ковальков: Количество людей с ожирением прирастает в мире примерно на 3,5% с каждым годом. И я думаю, что, когда наши дети станут старыми, худых людей в мире вообще не останется. Ожирение входит в международную классификацию заболеваний, но его вообще не лечат. 

Мария Беляева, АиФ.ru: ​Почему?

— Потому что ни в одной поликлинике в мире, в России в том числе, нет своего диетолога. То есть вы не можете прийти в районную поликлинику и по ОМС получить консультацию диетолога. Парадокс в том, что на диетологов учат, а в поликлиниках их нет.

Эту роль берут на себя эндокринологи. Но этиологий развития ожирения под 50, и они не только из сферы эндокринологии, а также и из сферы психологии, гастроэнтерологии, даже бактериологии. Распутать этот клубок может только опытный врач-диетолог, а лучше — клиника диетологии, где работают разные специалисты.

— Насколько проблема ожирения актуальна для России?

— У нас только по официальной статистике 23% людей страдает ожирением — это включая грудных детей, а если взять взрослое население, то это 63%.

   
   

Когда я работал в Госдуме в комитете по здравоохранению, я предложил ввести уроки диетологии в школах. Они должны понимать, как правильно выбирать продукты, как их сочетать, что за добавки «Е», какие из них безопасные, а какие опасные.

С другой стороны, в некоторых странах уже стимулируют людей к правильному питанию. Например, в Арабских Эмиратах платят золотом за каждый сброшенный килограмм. В Японии, если объём талии больше 94 см, по-моему, мужчину не пускают на работу, а отправляют к диетологу, чтобы сбросил вес, и предприятие оплачивает лечение. 

1,5 кг сахара за день

— У нас золотом не платят, но тема эта в умах присутствует — масса людей озабочена тем, как сбросить лишние килограммы. 

— Тема-то присутствует, люди понимают, что они становятся менее подвижными. И вообще, это тяжело, когда ты не видишь собственных ног, обуваешься на ощупь, ногти не можешь постричь на ногах. Но люди борются с симптомами заболевания, а не с причиной. Это так же, как сбивать температуру, когда в организме идёт какой-то воспалительный процесс. Да, вы добились своего путём неимоверных усилий — похудели. А дальше-то что? Всё время находиться на диете? Если бы диеты помогали, то их, наверное, не было бы так много — несколько тысяч. 

Решать нужно основную проблему. А она не в том, что человек много ест, а в том, почему он много ест. То есть приходят две девушки в кафе. Одна заказывает себе капучино с чизкейком, не доедает этот чизкейк, выпивает капучино и уходит. А другая берёт сразу два чизкейка, большую чашку кофе. У неё кофе остаётся, а десерт съеден — она идёт и покупает ещё один чизкейк, съедает его по дороге к столику, возвращается и берёт ещё один. 

Раньше это называлось чревоугодием, неумением себя контролировать и вся вина ложилась на человека. А разве первая девушка контролирует себя? Да ей просто не хочется есть.

— Какие самые распространённые причины ожирения?

— Примерно на 60% это нарушение баланса гормонов в организме. Есть сжиросжигающие гормоны и жиронакапливающие. Ребёнок рождается обычно с идеально сбалансированной системой. Но потом человек становится заложником питания. 

Раньше, в моём детстве, когда приходили гости, нам дарили какие-то фрукты. А сейчас дарят «сладкие палочки» или эти «яйца Фаберже». А это огромное количество углеводов. 

Современный горожанин съедает в день, если перевести на сахар все углеводы, употребляемые с йогуртами, соусами, кашами, хлебом, от 600 г до 1,5 кг сахара! А в год каждый житель Москвы поглощает от 40 до 70 кг сахара (это расчёты на основании завозимого количества). Человечество никогда прежде не ело столько сахара. Он стимулирует выброс инсулина, а это самый сильный жиронакапливающий гормон. 

Часто человек не может отказаться от углеводов, потому что других удовольствий у него нет. Он получает эндорфины (гормоны удовольствия, счастья) за счёт сочетания жирного и сладкого. Именно сочетание углеводов с жирами даёт выброс эндорфинов — отсюда такая любовь к тортикам и прирожным. И если человек не испытывает счастья в жизни, если у него нет любимой работы, хобби, хорошей семьи, если у жены каждый день голова болит — он начинает искать удовольствие в еде. 

С другой стороны, есть проблема в продуктах, которые нам предлагают. В Англии недавно провели исследование — просто собрали все добавки, которые официально разрешены во всём мире (красители, эмульгаторы, усилители вкуса и т. п.), и соединили их вместе. Оказалось, что в этом случае они образуют другое химическое вещество, которое уже эквивалентно химическому оружию нейропаралитического действия. 

Отсюда у нас и заболеваемость растущая. Нет ни одного заболевания, которое тем или иным образом не связано с питанием. 

Прервать цепочку в самом начале

— Когда человеку нужно озаботиться проблемой лишнего веса?

— Если избыточная масса составляет до 10%, это его личное дело, это не является заболеванием, а называется избыточным весом. Но если лишних 15 кг и более — это уже заболевание, и затрагивает оно все органы и системы, в том числе головной мозг. 

То есть ожирение — системное заболевание, и лечить его надо системно. Для этого нужны центры в каждом крупном городе, способные принимать большое количество людей. Но государству проще назвать ожирение следствием чревоугодия и сказать, что нужно уметь себя контролировать.

Между тем для лечения инфарктов и инсультов строятся огромные центры. А ведь развитие атеросклероза начинается с сахара. Когда уровень сахара в крови повышается, он уже работает как кислота, начинает разъедать тоненький эндотелий сосудов. И чем выше сахар, тем быстрее он разъедает. На этом месте образуется язва, туда проходит плазма крови, сосуд набухает — появляется такая шишка внутри сосуда. Туда садятся тромбоциты и липопротеиды низкой плотности — образуется холестериновая бляшка, и сосуд полностью перекрывается. 

Если мы прервём эту цепочку в самом начале, не придётся лечить больных сахарным диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями, ишемиями и пр. И кардиоцентры не понадобятся.