С этим диагнозом в нашей стране живет 5 % населения, но фактическая распространённость патологии значительно выше: в конце прошлого года симптомы депрессии отмечались у 39 % россиян.
Как связано с темпераментом
Депрессию называют эпидемией XXI века и модной болезнью. И часто, особенно от людей старшего поколения можно услышать, мол, придумали себе болячку, лишь бы не работать. «Вот раньше-то никакой депрессии не было». Так ли это? Популяризатор истории, редактор просветительских материалов Н. Фаликова комментирует: «Болезнь, действительно, стала бичом людей XXI века, только речь идёт о столетии не после, а до рождества Христова. Ведь депрессия мучает людей уже больше 4 тысяч лет. Именно столько лет назад был создан древнеегипетский текст, герой которого красочно описывал проявления у себя этого заболевания: ненависть к себе, чувство вины, страх перед жизнью и отвращенье к ней».
В Древней Греции депрессию называли меланхолией, что буквально означает «чёрная желчь». «Тогда бытовало представление, что здоровье человека зависит от баланса в организме четырёх жидкостей: крови, флегмы, желтой и черной желчи, — рассказывает Фаликова.— У меланхолика как раз превалирует чёрная желчь, из-за чего такой человек постоянно чувствует страх и грусть». Связь меланхолии и депрессии была неразрывна и в Средневековье. Арнольд де Велланова в своих произведениях так описывал меланхоликов: «Черная желчь странных людей порождает, молчаливых и мрачных. Бодрствуют вечно в трудах, и не предан их разум дремоте; тверды в намереньях, но лишь опасностей ждут отовсюду. Жадны, печальны, их зависть грызет, своего не упустят, робки, не чужд им обман, а лицо их землистого цвета».
Однако современная наука отвергает связь темперамента и депрессии. Психиатр Андрей Шмилович говорит, что страдать депрессией могут все: и флегматики, и холерики, и сангвиники. Средневековые ученые также связывали меланхолию и с астрологическими причинами. Они считали, что, если во время рождения человека тяжелая и мрачная планета Сатурн находилась в активной фазе, значит, несчастному на роду написано страдать болезнью черной желчи. Но современная доказательная медицина, естественно, астрологию всерьез не рассматривает.
Немилость богов или стрессы?
В Средние века депрессия считалась не бедой, а виной человека. Достаточно вспомнить первого иудейского царя Саула, упомянутого еще в Ветхом Завете. Тот был справедливым, честным и добрым правителем. Но однажды не выполнил божественного наказа, велевшего ему истреблять всех врагов иудеев (некоторых из них он пощадил). За это, как гласит Библия, царь был наказан черной тоской, которая в итоге привела его к самоубийству. Долгие века депрессия и другие психические болезни считались проявлением немилости богов и доказательством греховности человека. В мрачном Средневековье такие люди считались проклятыми, одержимыми, спутавшимися с нечистой силой, и должны были быть наказаны. Как минимум их заточали в кандалы.
Методы лечения депрессии в те времена были чудовищными: больного обливали струей холодной воды, падавшей с большой высоты, сбрасывали в холодную реку, изгоняли бесов или использовали другие методы шоковой терапии. Считалось, что больного можно вылечить, только как следует наказав.
Но после XVIII века в сознании людей произошел переворот, возобладал гуманизм и здравый смысл. Причиной черной тоски признали нервное и умственное перенапряжение. С того момента, как было открыто наличие у человека психики, грешники были признаны просто больными людьми. Как напоминание об этом, и ныне, в Москве, в Алексеевской больнице висит картина «Доктор Филипп Пинель освобождает от оков психически больных в больнице Сальпетриер в 1795 году».
ЗОЖ помогает?
Впрочем, еще в далекой античности лекари предлагали пациентам с болезнью черной желчи кое-что неплохое. Так, при лёгких формах меланхолии они рекомендовали больному больше прогуливаться на свежем воздухе, общаться с друзьями, заниматься спортом, наслаждаться искусствами. Правда, когда это не помогало, пускали ему кровь
С последней рекомендацией психиатр Шмилович не согласен, а со всем остальным — да, ведь помимо биологического и психологического момента при лечении депрессии, по его словам, надо корректировать и социальный фактор. Сегодня в психиатрии применяется комплексный подход. Одними таблетками «черную тоску» не вылечишь, поэтому каждый психиатр должен быть также и психотерапевтом, чтобы, помимо медикаментозного лечения, оказывать пациенту еще и психологическую помощь. А также, по словам эксперта, надо работать и со средой, в которой существует пациент (в том числе, с его родственниками, чтобы те его правильно поддерживали, мотивировали). Этому обучают на специальных занятиях для родственников пациентов.
Соберись, тряпка!
Часто пациенты с депрессией страдают от огромного чувства вины, которое вселяют в них как сама болезнь, так и окружающие, которые убеждают их, что те должны сами справиться со своей проблемой, а если не получается — значит, они ленивы, безвольны и эгоистичны.
По мнению Фаликовой, это представление идет от средневековой христианской церковной морали, считающей депрессию проявлением недостаточной веры в Бога. А чтобы излечиться от черной тоски, церковь рекомендовала ужесточить аскезу. Например, советовала больному убрать с ложа солому и ложиться спать на каменном полу, мучиться от голода и жажды и молиться, каяться в грехах днем и ночью, а не жаловаться.
Но несмотря на то, что сегодня медицина куда гуманнее относится к людям с депрессией, Шмилович говорит, что не все, что ранее применялось, следует слепо отвергать. Надо отделять зерна от плевел. Например, если вспомнить об аскезе, то сегодня в комплексном лечении депрессии с успехом применяется лечебное голодание, и уже хорошо доказано, что гипогликемия (снижение уровня глюкозы) обладает антидепрессивным эффектом. Вторая аскеза — насчет ночных бдений — также, по мнению эксперта, имеет под собой научную основу. Доказано, что депривация сна снижает у больных судорожную активность мозга. Поэтому при лечении резистентной (устойчивой к лечению) депрессии применяют электросудорожную терапию. Но, конечно, все это проводится под контролем врача.
Тем не менее обойтись в лечении депрессии без лекарств, по словам эксперта, нельзя. Помимо антидепрессантов из класса СИОЗ (селективные ингибиторы обратного захвата серотонина), необходимы и другие лекарства. Ведь в механизме развития депрессии участвует не только серотонин и другие нейромедиаторы. «Основной механизм заболевания — это нейровоспаление, — говорит Андрей Шмилович. — Его-то и требуется купировать прежде всего. Поэтому лечение депрессии должно быть комплексным. Некоторое время назад для этой цели психиатры использовали соли лития и другие нормотимики (лекарства для выравнивания настроения), а в начале нынешнего века на помощь пришли антипсихотики. Сегодня уже используется третье поколение таких препаратов, которые являются флагманскими в лечении депрессии. Действуя на дофаминовый участок удовольствия в префронтальной коре головного мозга, антипсихотики нового поколения позволяют пациенту вспомнить забытое ощущение удовольствия (например, от вкусной еды или каких-то других моментов жизни). Таким образом они помогают улучшить комплаентность (приверженность лечению), делая пациента союзником врача. Эффективны эти лекарства даже при резистентной, устойчивой к лекарствам, депрессии. А помимо медикаментов, в лечении таких депрессий, по словам эксперта, сегодня активно и очень успешно применяются транскраниальная магнитная стимуляция, плазмоферез, и даже хирургическое лечение. Поэтому депрессия на сегодняшний день является полностью излечимым заболеванием. Главное, не затягивать с обращением к врачу при первых же симптомах.