Туберкулез – болезнь пессимистов. Как избежать этого заболевания?

Но можно ли избежать туберкулеза?  Как защитить себя от этого заболевания? И много ли в России и Москве людей, больных туберкулёзом?

   
   

Об этом рассказал доктор медицинских наук, профессор, директор Санкт-Петербургского НИИ фтизиопульмонологии Минздравсоцразвития РФ Петр Яблонский.

«АиФ»: - 24 марта будет Всемирный день борьбы с туберкулезом. Как обстоят дела с этим заболеванием у нас в стране? Стоит ли бояться или не стоит?

Петр Яблонский: - Вы правы, заболеваний много, а туберкулез – заболевание особенное. По степени социальной значимости туберкулез сегодня не является заболеванием номер один ни в пульмонологии, ни в кардиологии. Все они опережают его по уровню социальной значимости, но по степени социальной опасности - это инфекция номер один.

Сегодня туберкулез признан угрозой всему миру, есть международные программы, которые призваны победить туберкулез. Это инфекционное заболевание, заразное и вероятно, поэтому с ним так трудно бороться. Передается оно аэрогенным путем. Не смотря на то, что это заболевание сопровождает человечество на протяжении всей истории его развития, победить его не удается.

На сегодняшний день существует список из 22 стран, в которых, по расчетам Всемирной Организации Здравоохранения бремя, туберкулеза является наибольшим. Россия, к сожалению, в этом списке занимает 13-ое место. Мы можем спорить относительно того, какое это место – почетное или не почетное, потому что мы точно знаем, что сегодня ни одна страна в мире не может похвастаться строгой системой учета, регистрации туберкулеза. Мы же пользуемся не расчетными данными, а точными данными. Тем не менее мы в этом списке находимся.

   
   

Цифры идут на спад?

«АиФ»: - Но тенденция какова? Цифры идут на спад?

П.Я.: - Тенденция благоприятная. По всем самым важным показателям налицо признаки того, что Россия на верном пути. Если в 2009 году заболеваемость туберкулезом в стране была на уровне 82,5 на 100 тысяч населения, то уже в 2010 году было 77 на 100 тысяч населения, в 2011 году – 73 на 100 тысяч населения. В ряде более благополучных регионах это и 42, и 35 на 100 тысяч населения. Это практически среднеевропейские показатели.

«АиФ»: - А в Москве какая ситуация?

П.Я.: - Москва – один из самых благополучных регионов Российской Федерации. В прошлом году заболеваемость была 45,5 на 100 тысяч населения, в этом году 44,8 на 100 тысяч населения. В абсолютных цифрах это очень небольшое количество вновь заболевших туберкулезом, это меньше 5 тысяч человек на всю Москву.

Длительное наблюдение

«АиФ»: - В каких регионах наихудшая ситуация?

П.Я.: - Действительно больший уровень отмечается в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах, при этом там есть свои лидеры. Пока не радует нас ситуация в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах. Наиболее благополучные – это центральные регионы России и Северо-Западный регион.

«АиФ»: - Как вы думаете, с чем это связано? Мне казалось, что в Москве огромное количество людей, а оказывается, что ситуация достаточно благополучная.

П.Я.: - Цифры, которые я называл – это цифры заболеваемости туберкулезом. Когда мы говорим о цифрах накопленной болезненности, это количество больных туберкулезом, наблюдающихся, то они несколько больше. Но они тоже не катастрофичны. Дело в том, что больные туберкулезом требуют длительного наблюдения в противотуберкулезных диспансерах, они не снимаются с учета и тому есть веские причины. Но это уже не совсем больные люди. Прежде всего, они не заразны, а во-вторых, последствия туберкулеза следует наблюдать длительное время во избежание раннего рецидива болезни. Так называемые контингенты наблюдаются в группах диспансерного учета. Таких пациентов несколько больше, но они не представляют опасности для населения. С другой стороны, когда мы посчитали, оказалось, что в структуре всей работы противотуберкулезных диспансеров больные активным туберкулезом занимают от 1% до 7%.

Все остальные пациенты – это наблюдающиеся, перенесшие туберкулез, и такие люди, как мы с вами, которые приходят за справкой, что у них нет туберкулеза, для трудоустройства и т.д. Это больше напоминает картину, когда диспансер из центра, концентрирующего у себя туберкулез, превращается в центр здоровых легких, куда люди приходят за консультацией к врачу, поинтересоваться, все ли у него хорошо. Туда направляется вся флюропатология.

Кто в группе риска?

«АиФ»: - А можно выделить какую-то группу риска? Люди, которые могут быть более других подвержены заболеванию туберкулезом?

П.Я.: - Если говорить о туберкулезе, то, безусловно, чаще болеют люди, социально не адаптированные: безработные, люди, недоедающие или плохо питающиеся, ведущие беспорядочный образ жизни. Очень большое значение имеет моральная депрессия. Туберкулез – это болезнь пессимистов. Все, что способствует улучшению настроения человека, улучшению его физического состояния, хорошее питание, постоянная работа, хорошие бытовые условия, полезно. Скученность, грязь, ведь общеизвестно, что ведущий путь заражения туберкулезом – аэрогенный путь, по воздуху мы чаще всего заражаемся. Но в контингентах, которые соблюдают правила личной гигиены, моют руки - заболеваемость меньше. Трудно выделить какой-то наиболее важный фактор, но социальная стабильность, хорошее питание и оптимизм я бы выделил как три неизбежных атрибута и залога победы над туберкулезом.