«Курение убивает». Страшных картинок на сигаретах не будет

Коллаж Яны Лайковой

Убивают лучшее

Минэкономразвития выпустило официальное заключение по проекту нового техрегламента на табак, разработанного для стран Таможенного союза - России, Беларуси и Казахстана. Оправдываются наши худшие прогнозы: новшества, позволяющие эффективно бороться с курением, это заключение убивает.

   
   

По новому регламенту в 2013 г. на лицевой и оборотной сторонах сигаретных пачек должны появиться графические предупреждения о вреде курения, занимающие не менее половины их площади. «Аргументы и факты» (№ 46 за 2011 г.) опубликовали эти «весёлые картинки».

Впервые подобные изображения появились в 1999-2000 гг. в Канаде и Таиланде, сейчас они есть уже в 43 странах. Всем мировым опытом доказано, что это реально снижает масштабы курения и действует мощнее, чем просто текстовые предупреждения.

Но эксперты Минэкономразвития категорически против страшных картинок на лицевой стороне пачек: они требуют сохранить нынешнюю «приевшуюся» надпись «Курение убивает». Почему? Вот их главный аргумент: это «основное предупреждение, которое несёт основную смысловую и эмоциональную нагрузку», и оно «не подлежит ротации». Это смешно, если бы не было так грустно: предупреждения о конкретных болезнях (рак, импотенция, бесплодие, инфаркт и т. д.) гораздо эффективнее, чем абст­рактное «Курение убивает» (меньше работала только надпись «Минздрав предупреждает: курение вредит вашему здоровью», бытовавшая у нас ещё недавно).

«Нынешний вариант с надписью «Курение убивает», расположенной внизу на лицевой стороне упаковки, предложен самими табачниками и для них наиболее приемлем, - рассказывает Дмитрий Янин, председатель правления Конфедерации обществ потребителей. - Такое оформление сигарет предусмотрено действующим табачным регламентом, который подготовил «Табакпром». А большое предупреждение о конкретной болезни, вызванной курением, они спрятали на задней стороне упаковки. Скоро на его месте может появиться графическое изображение, и это единственная уступка проекту нового регламента. Но, по сути, она сводит его на нет. Ведь при продаже сигареты выставлены лицевой стороной, и покупатель будет видеть то же, что и сейчас. А страшные картинки, которые реально могут удержать от покупки многих, будут не видны».

Взрослые игры

«Неприятные и пугающие картинки влияют на курильщиков, - говорит психолог Юлия Гуревич. - Но ещё больше они бы повлияли на тех, кто только думает начать курить, особенно на девушек. Сейчас для них много сигарет в красивых гламурных упаковках. Их часто подают буквально как аксессуары - навешивают на них браслетики, колечки, сердечки... И пользуются ими как игрушками - красивая пачечка, тонкая, изящная сигаретка, блестящая зажигалочка. Неприятные картинки убьют красоту - «аксессуар» окажется испорченным. Кому он будет нужен в таком виде? Но важно, чтобы картинки были с двух сторон. Ведь твёрдые сигаретные пачки легко открыть на ощупь, не глядя на заднюю сторону, и курильщик будет видеть только фасад пачки. Это не старые мягкие упаковки, которые так открыть было нельзя».

   
   

Минэкономразвития выступило в защиту таких «игрушечных» сигарет, подающихся производителями как мягкие, лёгкие, с низким содержанием смол и т. п. Они ошибочно воспринимаются как менее опасные, и новый регламент предлагал с ними покончить как с классом, запретив «любой термин, описание, символический или иной знак, который прямо или косвенно создаёт ложное впечатление о том, что определённое табачное изделие является менее вредным, чем другие». Эту формулировку, показывающую красный свет производителям дымного гламура, в Минэкономразвития дипломатично посоветовали переработать в «закрытый перечень знаков, недопустимых для размещения в маркировке».

«Это на руку производителям сигарет, - говорит Дмитрий Янин. - Ну запретим мы одни знаки, они придумают другие, которые будут создавать всё то же впечатление лёгкости и без­опасности. Предусмотреть и запретить абсолютно всё, что могут сочинить их креативщики, нереально. Решать эту проблему нужно радикально, специальных сигарет для девушек не должно быть как таковых. А у нас даже поддержали интересы одной марки сигарет, в названии которых есть слово «мягкие», - «Mild seven» («Мягкая семёрка»).  В Евросоюзе их производитель суд проиграл - бренд потребовали изменить, а у нас... выигрывает. Вообще многие положения в заключении министерства на руку производителям табака и часто повторяют их тексты дословно. Создаётся впечатление, что эксперты даже не потрудились провести настоящую проверку фактов, предоставленных им табачниками, и допустили некоторые фактические ошибки в заключении. Считаю, это плохая работа, но влияние её на принятие решения по регламенту очень мощное. Документ может реально и серьёзно измениться в худшую сторону».