Главный онколог РФ: в борьбе с раком мы можем обойтись и без помощи Запада

Михаил Давыдов. © / www.russianlook.com

Пока же заболеваемость в России ниже, чем на Западе, а смертность - выше. Россиян лечат неправильно? «Нет, часто поздно ставят диагноз», - объясняет Михаил Давыдов, главный онколог Минздрава России, директор Российского онкологического научного центра им. Блохина

   
   

Это Сталинград

Юлия Борта, «АиФ»: В Америке от рака молочной железы выздоравливают почти 95% женщин, в России - 60%. И то я думаю, что мы лукавим и реальные цифры ещё ниже. Почему? 

- На Западе налажена быстрая и точная диагностика на самых ранних стадиях заболевания. Это прицельный поиск у здорового населения в определённых возрастных группах той или иной патологии. Например, на раки молочной железы исследуются женщины от 45 до 65 лет. На раки лёгкого - мужчины 45-65 лет, выкуривающие ежедневно в течение 20 лет пачку сигарет. Но выявление ранних форм болезни - ещё не значит выздоровление. За 3 месяца ранняя форма рака уже может перейти в следующую. Реализовывать программы диагностики и приступать к лечению нужно быстро. В России пока с этим проблема. 

- Почему? Вроде бы регионы завалили дорогущей техникой.

- Если вы в каждой деревне поставите маммограф, вы не найдёте сантиметровый рак молочной железы. Опытнейшие люди должны быть! Мало увидеть, нужно доказать, что это рак. Попасть в опухоль иголочкой и провести исследование материала в лаборатории, чтобы определить тактику лечения. Это непросто. Не все регионы готовы к такой работе. В Татарстане мы провели успешную программу по выявлению ранних раков молочной железы. А вот в Якутии онкологическая служба на уровне 50-х годов. Это Сталинградская битва!

Крепкие орешки

- Поэтому все пытаются попасть в Москву?

- Наша задача - приблизить регионы по качеству медпомощи к крупным федеральным центрам. Но сегодня наш опыт и наработки - не указ для регионов. Надо заново выстраивать вертикаль власти. Развивать головные центры, отвечающие за профиль патологии (президент подписал такой указ), которые готовят кадры для региона, отслеживают ситуацию на местах и несут за всё это ответственность. 

   
   

- В чём мы сможем обойтись без помощи Запада?

- По большому счёту во всём. А в том, что делается руками, в хирургии, мы дадим фору любой стране мира. Но если бы онкологию можно было вылечить только хирургией! В отношении лекарств проблема есть. Да, сейчас с опозданием, но появляются отечественные препараты. С радиологическим оборудованием сложнее. Производство в РФ не налажено. Отечественное не идёт ни в какое сравнение с импортным. Так что будем долго ещё пользоваться парком того оборудования, которое успели закупить. Но ситуация не критическая. Мы крепкие орешки.

- Когда сбудется мечта человечества победить рак?

- Полная победа над раком будет возможна, когда мы научимся делать препараты, которые метят опухоль и делают её чужой для иммунной системы. У одной нашей пациентки в пересаженной ещё в детстве донорской почке развилась опухоль, давшая метастазы. Почку удалили и перестали давать подавляющую иммунитет терапию, которую она принимала годами (чтобы почка не отторгалась). И вдруг за месяц все метастазы рассосались - их «съела» иммунная система, поняв, что они чужие. Девушке пересадили другую почку, и она жива до сих пор. 

Продолжение темы - в ближайших номерах «АиФ».

Смотрите также: