Узелки на память. Какие методики запоминания подойдут людям в возрасте

Будем как греки!

Чем ближе к пенсионному возрасту, тем хуже с памятью. Даже удачные анекдоты исчезают бесследно, не давая нам стать душой компании… Да что говорить о таких интеллектуальных «изысках», когда порою мы не в состоянии даже с нескольких попыток запомнить номер телефона или воспроизвести в памяти название нового лекарства, о котором узнали в поликлинике. А поход в магазин? Отправляясь за луком, мы частенько возвращаемся с полной сумкой продуктов, в которой, кажется, есть все, кроме лука…

   
   

Да, именно про лук мы и забыли, так что дополнительные и не всегда приятные прогулки обеспечены.

Американские ученые подсчитали, что человек пенсионного возраста тратит 30 дней из каждого года на устранение последствий своей забывчивости. Сюда входят и повторные вынужденные визиты в одно и то же место, и бесконечные поиски разнообразных предметов. Забывчивость – отнюдь не новая проблема. Она, скорее всего, появилась еще на заре нашей цивилизации. Во всяком случае уже древние греки активно разрабатывали разнообразные методики запоминания. Причем делали это весьма успешно, не случайно же во всем мире их используют до сих пор. Попробуем это сделать и мы. И начнем тренировку уже сегодня.

Говорящий кефир и яичница в ботинках

Итак, нам предстоит поход за продуктами. Чтобы купить все, что мы наметили, есть один беспроигрышный вариант – написать список. Но на этот раз мы пойдем другим путем.

То есть мы все-таки напишем список необходимых продуктов, но с собой, непосредственно в магазин, его не возьмем. Например, нам понадобятся: белый хлеб, яйца, сыр, рис, пакет молока и пакет кефира, несколько бананов, томатный сок и еще (чуть не забыли!) курица для куриных же котлет.

А теперь представляем себе свою уютную квартиру: это легко сделать, ведь мы в ней сейчас и находимся. Наша задача – разместить все продукты из списка в определенных частях жилища. Причем не просто мысленно «раскидать» их по квартире, но и нафантазировать, создать буквально для каждого кусочка колбаски какую-то необычную ситуацию. Лучше, если эта ситуация будет экстравагантной, неприличной или смешной. Поясним все на примере.

Начнем с коридора. Из хлебного мякиша слепим лягушонка и засунем его в карман куртки кого-нибудь из домашних. Вот это сюрприз! Но на этом мы не успокоимся и аккуратно положим по сырому яйцу в каждый ботинок, ожидающий прогулки. Кусок сыра будем плавить в микроволновке на кухне до тех пор, пока горячая сырная масса не займет все пространство кухни и не начнет вытекать в комнату, источая при этом своеобразный аромат. А в комнате, кстати, трудолюбивые японцы прямо на полу выращивают рис. С подоконника на всю эту картину взирают пакеты молока и кефира. При этом молочный «брат» дразнит кефирного «прокисшим старикашкой», а кефир ворчит в ответ, что такое молоко годится только для того, чтобы наполнить им ванну Клеопатре, но никак не для приема в пищу. Кстати, именно в ванне вместо Клеопатры плавает в компании с резиновым утенком кудахчущая курица.

   
   

Что там еще у нас в списке? Бананы? С ними отлично справится стая обезьян, раскачивающихся на люстре. Ну а томатный сок, приоткрыв окно, просто сбросим на голову случайному прохожему. Будет очень весело!

Надеюсь, вы не увлеклись настолько, чтобы позабыть, что все эти буйные сцены разыгрываются только у вас в голове, но отнюдь не на самом деле?! Ибо лучше уж неважная память, чем тюремный срок за злостное хулиганство.

Итак, разместив все продукты по местам, мы еще раз мысленно представим свою квартиру. Наш маршрут, как обычно, начинается в коридоре. Именно там, в кармане куртки, сидит лягушонок из белого хлеба, а в ботинках притаились куриные яйца, затем кухня, наполненная буйным расплавленным сыром. И дальше – по знакомому пути…

Ориентирование на местности

Теперь можно смело отправляться в магазин. Яркая упаковка разнообразных вкусностей и реклама выгоднейших акций изо всех сил постараются сбить нас с толку, заставляя покупать то, что мы абсолютно не планировали, и не покупать совершенно необходимое. Но мы не поддаемся на эти провокации и немедленно представляем себе свою собст­венную квартиру. Коридор – отправляемся в хлебный отдел и затем за яйцами, кухня – и мы как будто наяву чувствуем запах расплавленного сыра и, обжигаясь, наступаем в сырный поток. Где тут у нас гастрономический отдел? И так далее по виртуальному списку!

Фокус в том, что чем богаче воображение, чем быстрее и смелее мы будем наполнять некое пространство всевозможными образами-ассоциациями, тем продуктивнее будет происходить запоминание. И не надо бояться выглядеть смешным. Те же древние греки, в том числе и великие философы, абсолютно этого не страшились. Гораздо больше их пугала пресловутая «плохая память».

Вместо собственной квартиры можно выбрать дом своего детства, дачу или хорошо знакомый маршрут. Тогда нуждающиеся в запоминании предметы будут располагаться под кустом, на лавочке, на детской площадке… Улучшить память можно в любом возрасте. Просто, становясь все старше и старше, мы почему-то в первую очередь забываем о самом главном – о том, что память нужно постоянно тренировать: разгадывать кроссворды, учить стихи и иностранные языки, овладевать специальными несложными методиками, развивать воображение, создавая яркие, удивительные и будоражащие образы. Тренировка и практика. Без этого – никуда!

Смотрите также: