От страшных картинок до спецмагазинов — как борются с алкоголизмом в РФ

Депутаты от партии ЛДПР предложили размещать на алкогольной продукции устрашающие картинки, подобные тем, что уже есть на пачках сигарет. По мнению народных избранников, инициатива поможет в борьбе с пагубной привычкой. Кто заплатит за реализацию проекта и где ещё в мире действуют аналогичные меры, АиФ.ru рассказал депутат Андрей Свинцов.    
   

Наталья Кожина, АиФ.ru: Андрей Николаевич, вы предлагаете наклеивать устрашающие картинки на весь алкоголь? Я спрашиваю потому, что есть пиво за 100 рублей, а есть виски за 12 тысяч рублей, последний явно не купит человек с зависимостью и тем более школьник.

Андрей Свинцов: На весь. Дело в том, что те действия, которые предпринимает правительство, ГД — правильные, но в любом случае это полумеры. Самая главная борьба с любым злом (я сейчас не только об алкоголе говорю, но и о наркотиках, сигаретах и т. д.) — это пропаганда. Ничего более эффективного и дешёвого нет. По алкоголю у нас пропаганда хромает. Да, рекламу запретили, но достаточно прийти в любой магазин, и вы увидите, что самые длинные полки — полки с алкоголем, самые разнообразные этикетки и бутылки тоже у алкогольной продукции. Маркетологи делают всё, чтобы вы не смогли оторвать от них глаз. И все эти бутылки на любом празднике стоят на столе. Просто чем более обеспеченная семья, тем они более дорогие, и напитки в них более благородные, но это не означает, что к такому алкоголю нужно применять какие-то льготные условия. У нас вся основная пропаганда идёт через семью: на празднике родители пьют, смеются, дети от трёх до 18 лет всё это наблюдают, для них это хороший пример, раз папа с мамой радуются. А если на всех этих бутылках будут большие наклейки (не менее 40 % от поверхности тары), содержащие информацию о вреде алкоголя, то ребёнок их увидит и, скорее всего, задаст вопрос родителям: «А что это такое?». Хорошие родители всегда объяснят, что это алкоголь и это вредно. Если это будет происходить из года в год, то у детей с малого возраста возникнет как минимум нормальное понимание, что такое алкоголь, а как максимум нам бы хотелось, чтобы у них вырабатывалось отвращение. Такая пропаганда не будет стоить денег федеральному бюджету, затрат никаких нет.

— Вся материальная нагрузка за размещение таких картинок ляжет на плечи производителей?

— Безусловно, у нас и сейчас по закону любой импортный алкоголь обязательно маркируется надписью на русском языке. Если он чисто импортный, то сзади есть наклейка, где содержится переведённая информация о товаре и производителе. Всё это уже делается, а в случае, если нашу инициативу примут, то наклейка просто будет чуть побольше, в стоимости алкоголя это менее 0,1 %.

— Честно говоря, я не знаю о внедрении подобных наклеек на алкоголе в других странах. Есть ли вероятность, что иностранным производителям такое нововведение не придётся по вкусу и они уйдут с рынка?

— С какой стати? Сигареты же остались! Росстат при этом говорит, что комплекс мер — не только наклейки, а в целом все действия, которые мы предпринимаем, — даёт снижение потребления табака около 10 %. Я уже говорил о действенности пропаганды, и к тому же она рассчитана на длительный период 10–15 лет, когда новое поколение будет расти и у него будет стойкое отвращение к алкоголю, сигаретам, наркотикам.

   
   

Что касается подобного опыта в других странах, то мне он не известен. Но не нужно бояться быть первыми. Все лучшие учёные, от Менделеева до Сикорского, — замечательные люди, которые первыми сделали свои открытия, а потом весь мир ими пользовался. Если мы внедрим инициативу с картинками на алкоголе, я уверен, что другие страны тоже подтянутся.

— Пытаясь внедрить свою инициативу, вы ссылаетесь на эффективность борьбы с курением. У меня неоднократно были интервью с наркологами, никто из них не подтвердил сильное влияние устрашающих картинок на курильщика.

— Они ошибаются. Когда наркологи и все противники наших инициатив говорят, что опрашивали тысячу курильщиков и вся тысяча ответила им, что их эти картинки не пугают, — мы согласны. Курильщика ничего не испугает, на тех, кто пьёт водку литрами, никакая картинка не подействует, даже если им сфотографировать их собственную печень. Для тех, кто пьёт, такие картинки бесполезны, они важны для тех, кто ещё не начал пить. Наша задача каждым новым шагом «выбивать табуретку» из-под будущих алкоголиков, когда они будут десятилетиями слышать, что это вредно, плохо, и видеть плачевные последствия. Сейчас нет никакой пропаганды против алкоголя. Его не рекламируют, но ты можешь прийти в любой магазин и найти всё, что хочешь. И вы наверняка видели, что даже по телевидению идёт реклама безалкогольного пива. Это же чудовищно! Все эти жулики умудряются обходить закон, какие бы жёсткие меры не принимались, поэтому важно, чтобы шла точечная, чёткая пропаганда.

— Допустим, вашу инициативу одобрят. Какие дальнейшие шаги будете предпринимать, ведь вы мне сами сказали, что нужен комплекс мер?

— У нас было большое количество предложений. Мы уже неоднократно вносили, бьёмся за это и частично уже добились — убрать от касс пиво, алкоголь, сигареты. Вы видите, что сейчас в отношении сигарет процесс пошёл. Мы будем добиваться, чтобы продажа сигарет и алкоголя велась в специализированных магазинах, либо в больших крупных супермаркетах должны быть отделы, где вход будет только по паспортам (т. е. только для совершеннолетних), чтобы несовершеннолетние даже попасть туда не могли! Я уверен, что мы добьёмся, чтобы человек, живя в мегаполисе, если он не пьёт и не курит, вообще даже не видел всего этого, ни в магазине, ни на автозаправках. Кстати, мы тоже добились, чтобы на автозаправках не продавали алкоголь, это же чудовищно: водитель приезжает уставший, покупает бутылочку пивка, выезжает и попадает в аварию. Нужно сделать так, чтобы не было доступа, ведь алкоголь и сигареты — не лекарство и не еда, это чистый вред, и чем меньше с ним контакта, тем нация будет более здоровой.