Эксперт: У нас проще лечить осложнения диабета, чем их предотвращать

Александр Майоров. © / Из личного архива

Слово – нашему эксперту, заведующему отделением программного обучения и лечения Института диабета ФГБУ «Эндокринологический научный центр» Минздрава РФ, доктору медицинских наук Александру Майорову.

   
   

Полезный опыт

Татьяна Гурьянова, «АиФ. Здоровье. Лекарственное обозрение»: Александр Юрьевич, насколько мне известно, вы стояли у истоков этого проекта, а сейчас курируете его работу. Школы диабета – это наше ноу-хау?

– Нет. При их создании были взяты за основу программы, разработанные в Швейцарии известным диабетологом Жан-Филиппом Ассалем. Практическое же воплощение школ диабета в виде четко структурированных программ впервые осуществил немецкий диабетолог Майкл Бергер, который в 1989 году очень помог нашей стране воплотить эти идеи в практику.

И, кстати, передав нам этот бесценный опыт, педантичные немцы тщательно отслеживали результаты его внедрения.

– Они были?

– Были. И весьма впечатляющие. Пациенты, прошедшие обучение в школах диабета, лучше контролировали свое состояние, у них реже развивались осложнения, что явилось большим стимулом для создания подобных школ по всей стране.

Ведь в отличие от других хронических заболеваний терапевтический режим при сахарном диабете – один из самых сложных для больного. Человеку с диабетом приходится учитывать и уметь множество разных вещей: бороться с избыточным весом, высчитывать потребляемые с пищей углеводы, проводить самоконтроль уровня глюкозы в крови (порой до 6–7 раз в день), рассчитывать оптимальные дозы инсулина, предупреждать развитие осложнений (поражения глаз, почек, ног), гипогликемии (падения глюкозы крови ниже нормы)…

   
   

И это – пожизненно! Так что сахарный диабет – заболевание особое, при котором за успех лечения пациент отвечает не меньше, а скорее даже больше, чем врач.

Кстати, именно по этой причине все модели обучения при других хронических заболеваниях (бронхиальной астме, артериальной гипертонии, ожирении, СПИДе, артритах и т. д.) Всемирной организацией здравоохранения отрабатывались именно на диабете. Их цель – научить пациентов, для которых обучение является частью лечебного процесса, принимать решения терапевтического характера.

На энтузиазме

– Сколько сегодня в России школ диабета?

– По данным Минздрава РФ, около 1 тысячи. Но реально работающих – чуть больше половины, а хорошо работающих – и того меньше.

Нередко школы диабета создаются по формальному признаку, без учета особенностей лечения для разных групп больных (с диабетом 1-го типа, 2-го типа на таблетированных препаратах, на инсулине, для беременных, а с недавних пор – для больных диабетом 1-го типа на помповой инсулинотерапии). Практика показала, что совместное обучение пациентов с разными типами этого заболевания не столь эффективно. 

– Что же мешает сделать школы диабета такими, как нужно?

– Причин много. Одна из главных – отсутствие государственной поддержки. В большинстве своем подобные подразделения держатся на голом энтузиазме врачей, не получающих за эту серьезную, нужную и очень непростую работу, которой они занимаются в свободное от приема пациентов время, никакой оплаты.

– Но ведь необходимость школ диабета очевидна!

– Она очевидна специалистам. Чиновнику, средний срок службы которого несколько лет, гораздо выгоднее купить на выделенные из бюджета деньги компьютерный томограф, чем тратить деньги на обучающие программы, эффект от которых будет заметен лишь через 15–20 лет. Выходит, что у нас в стране проще давать инвалидность и лечить осложнения сахарного диабета, чем пытаться их предотвратить…

Пора за парту!

– Как же вы выходите из положения?

– Читаем лекции, проводим обучающие семинары для врачей и медсес­тер. В первую очередь – для врачей общей практики.

С неверными установками у врачей-терапевтов и даже у наших коллег-эндокринологов приходится сталкиваться постоянно. Взять хотя бы сам принцип построения диеты, которая для больных сахарным диабетом 2-го типа (особенно в начале заболевания) является главным лечебным средством. Давая своим пациентам рекомендации по рациону, эндокринологи нередко большее внимание уделяют прямому сахароповышающему действию пищи, нежели ее калорийности.

И совершают большую ошибку. Практика показывает: снижая калорийность рациона, а значит, и массу тела, пациент с ее избытком вторгается в сам механизм развития болезни и улучшает ее течение гораздо больше, чем просто исключив продукты, повышающие глюкозу крови.

То же относится и к инсулинотерапии, на которую врачи переводят больных с большим опозданием.

К тому же в борьбе с диабетом каждые два-три года появляется что-то новое, будь то современные, эффективные препараты или средства их введения (шприц-ручки, помпы) и системы мониторирования глюкозы (глюкометры). Эти высокотехнологичные новинки нужно помочь пациенту освоить.

– Слышала, что в проведении школ диабета большую поддержку оказывают западные фармкомпании…

– Да, большинство фармкомпаний участвуют в образовательном процессе, правда, больше это касается медицинских работников, а не пациентов. Без помощи таких партнеров было бы сложно издавать все материалы для проведения обучения. 

– А у пациентов интерес к школам диа­бета есть?

– С этим далеко не все просто. Больные не всегда горят желанием учиться. У них просто нет стремления к идеальным результатам, мотивации к каждодневному кропотливому труду по сохранению и улучшению собственного здоровья. Решающую роль тут играет только та мотивация, которая идет изнутри. И сформировать такую мотивацию для каждого пациента – одна из важных задач школ диабета.

Результаты есть!

– Как долго нужно посещать школу диабета, чтобы был результат?

– В нашем центре программа обучения для больных диабетом 1-го типа рассчитана примерно на 5–7 рабочих дней (с 10.00 до 17.00 с перерывами на еду), для больных диабетом 2-го типа без инсулина – минимум на 4 занятия по полдня, для больных диабетом 2-го типа на инсулине – на 6 занятий по полдня.

– О чем на них рассказывают?

– Обо всех аспектах жизни с сахарным диабетом: начиная с нюансов инсулинотерапии, особенностей питания, двигательной активности до выбора профессии, деторождения, контрацепции.

Но даже самая продвинутая школа диабета не заменит необходимости в дальнейшем консультаций грамотного врача-эндокринолога…

– Которых, как известно, у нас в стране катастрофически не хватает…

– Да, с врачебными кадрами – большая проблема. Поэтому сейчас стали появляться новые формы обучения пациентов – вебшколы, на которых больные в режиме онлайн могут получить ответы на волнующие их вопросы, возникающие постоянно.

– Выходит, больным диабетом нужно пополнять свои знания регулярно?

– Да, это процесс длиною в жизнь. Но дело того стоит. Сегодня диабет – управляемое заболевание. При адекватном и своевременном его лечении качество и продолжительность жизни больных сахарным диабетом зачастую даже выше, чем у их здоровых сверстников.

И у нас в стране уже появились первые обладатели медали Джослина (знаменитого американского врача-диабетолога, учредившего эту премию), которая вручается больным по всему миру за 50, 75, а с мая 2013 года за 80 лет жизни с диабетом. В России медалью за 50 мужественных лет с диабетом награждены уже 15 человек.

Врачу на заметку

Показатели контроля углеводного обмена (алгоритм индивидуализированного выбора целей терапии по гликированному гемоглобину HbA1c)
  Возраст
  Молодой Средний Пожилой
Нет тяжелых осложнений 
и/или риска тяжелой гипогликемии
<6,5% <7,0% <7,5%
Есть тяжелые осложнения 
и/или риск тяжелой гипогликемии
<7,0% <7,5% <8,0%
Соответствие показателей глюкозы крови целевому уровню гликированного гемоглобина HbA1c*
HbA1c, % Глюкоза плазмы натощак/перед едой, ммоль/л Глюкоза плазмы
через 2 часа после еды, ммоль/л
< 6,5 < 6,5 < 8,0
< 7,0 < 7,0 < 9,0
< 7,5 < 7,5 < 10,0
< 8,0 < 8,0 < 11,0
* Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом. 6‑й выпуск (под редакцией Дедова И. И., Шестаковой М. В.). Москва, 2013