Эксперт: Безрецептурная продажа лекарств — положительная тенденция

Почему «Платиновую унцию» называют фармацевтическим «Оскаром», как отличить лекарство от БАДа, какие проблемы существуют на отечественном фармрынке и как выбирать в аптеке нужный препарат — об этом и многом другом рассказал Денис Патрашев, генеральный директор компании «Галдерма» по России и СНГ, являющейся официальным партнёром конкурса.    
   

Майя Миличь, АиФ.ru: – В чём, на ваш взгляд, главное значение конкурса «Платиновая унция»?

Денис Патрашев: – У киноиндустрии есть «Оскар», у музыкантов — «Грэмми», а у отечественной фармы — «Платиновая унция». Это, по сути, единственное мероприятие, единственная премия, которая объединяет на одной площадке абсолютно всех, кто принимает участие в «жизни» лекарственных препаратов в России — фармацевтические компании-производители, дистрибьюторские компании, аптеки и аптечные сети. Это соревнование, которое заканчивается торжественным праздником, в котором принимает участие несколько сотен человек, где подводятся итоги и вручаются награды победителям. Всё очень торжественно и красиво. Наконец, площадка для «нетворкинга» — место, где можно увидеть старых друзей и завести новые знакомства. Это уже 14-я премия и 7-я — в которой я лично участвую. Так вот, каждая из них была разной, каждую я помню совершенно отчётливо. Разнообразие и неповторимость — вот, наверное, ключевые характеристики этой премии для меня.

– Какую роль этот конкурс играет для фармацевтических компаний?

– Участие в конкурсе — интересно, номинация — престижна, а победа всегда нелегка, но всегда заслуженна. Победителей выбирает группа независимых экспертов путём тайного голосования. Интрига всегда сохраняется до самого последнего момента — до процедуры награждения. Отрадно, что среди номинаций конкурса не только такие, как «Лучшая компания года», «Лучший препарат года», но и «Лучший проект года», победителями которой становится компания, предложившая наиболее важный и социально значимый проект, направленный на улучшение здоровья россиян. Диплом победителя в офисе любой компании всегда висит на самом видном месте. Победа в «Платиновой унции» — всегда успех!

Тенденция развития

– Как вы оцениваете результаты конкурса «Платиновая унция» по итогам 2013 года?

– Как всегда в числе номинантов и победителей — действительно достойные компании, люди, проекты. Победители — достойнейшие из достойных. Выбор победителей всегда основывается на подтверждённых данных, он всегда — объективен. Радует, что среди тех, кто выигрывает главный приз, из года в год становится всё больше отечественных компаний и препаратов, что говорит о развитии российской фармацевтической промышленности и высоком качестве отечественных препаратов.

   
   

– В каком направлении, на ваш взгляд, сегодня развивается отечественный фармацевтический рынок?

– Хороший вопрос, на который можно отвечать очень длинно, но я в рамках данного интервью ограничусь несколькими наблюдениями. Во-первых, как я уже отметил ранее, это развитие отечественной фармацевтики и фармакологии, появление интересных российских компаний и качественных препаратов. Пока, правда, это в основном препараты-аналоги (дженерики), но, полагаю, и до оригинальных продуктов недалеко.

Во-вторых, это всё большая вовлечённость государства в жизнь и работу фармацевтического рынка, его регулирование как в ценовом, так и в ассортиментном аспекте. Третье — снижение доли препаратов, закупаемых за государственные деньги по программам и в больницах, и увеличение доли так называемых ритейловых продуктов — т. е. препаратов, которые мы все с вами покупаем в аптеках за наличные деньги, в том числе и препаратов безрецептурного отпуска. Эта тенденция, кстати, аналогична мировой — всё больше людей в мире самостоятельно приобретают безрецептурные продукты, которые используются для лечения лёгких и не угрожающих осложнениями заболеваний, и я бы отметил, что это — благо, снимающее колоссальную нагрузку с системы здравоохранения страны. Действительно, представьте себе, какие были бы очереди к врачам в наших и так, прямо скажем, не пустых поликлиниках, если бы препараты от, например, насморка, нужно было бы приобретать строго по рецепту врача. А так у человека всегда есть возможность пойти напрямую в аптеку и после консультации с фармацевтом купить себе необходимое лекарство.

– С какими проблемами сегодня сталкиваются производители и представители розничной торговли?

– Проблем много, и они разноплановые, но я бы отметил одну, с которой мы сталкиваемся чаще всего. Она заключается в подмене понятий «лекарственное средство» другими категориями — БАДами, косметическими продуктами, изделиями медицинского назначения. Только лекарственный препарат, прошедший все клинические испытания и получивший соответствующее разрешение Минздрава, может оказывать лечебное воздействие.

К сожалению, этой негативной тенденции во многом способствует реклама этих самых «нелекарств», которая заполонила ТВ, радио и прессу и обещает различные чудеса. Так что совет — смотрите внимательно, что покупаете. И если реклама обещает чудесное исцеление, а на упаковке написано «не является лекарственным средством», знайте — вы потенциальная жертва этой самой рекламы.

Показатель благополучия

– Россияне всё больше покупают продукцию Lifestyle. С чем это связано? С тем, что эта категория товаров представлена в аптеках, или спрос есть ввиду благосостояния населения?

– В портфеле многих компании большое число продуктов, относящихся к категории Lifestyle. Мы стремимся сделать внешность людей не только более здоровой, предлагая решения для лечения таких заболеваний, как, например, акне или грибок ногтей, но и более красивой — чистой, увлажнённой, лишённой морщин или пигментных пятен.

Для меня успех этой категории препаратов — показатель социального благополучия общества. В тяжёлые экономически времена человек и общество не задумываются о том, как они выглядят, задача одна — выжить. Чем здоровее общество, тем больше оно заботится о своей внешности. И, судя по продажам этих категорий продуктов у нас в компании, тенденция развития нашего с вами общества явно положительна.

– Какую роль сегодня играют фармацевты в процессе выбора лекарственных препаратов?

– Они всё чаще и чаще берут на себя роль специалиста, рекомендующего тот или иной препарат. Как я уже отметил, мне кажется, что это во благо — таким образом пациенты с лёгкими недомоганиями получают возможность получить профессиональную консультация прямо в аптеке, а у врачей остаётся больше времени на приём пациентов с более серьёзными патологиями.

Десятилетия на рождение

– Врачи бьют тревогу, уверяя, что беда современного пациента — это самолечение. Как вы думаете, почему люди стали больше верить интернету, форумам и советам соседей, чем врачам?

– Повторюсь ещё раз — я не считаю, что это «беда». Лечение современным и безопасным лекарственным препаратом с подтверждённой в ходе клинических испытаний эффективностью и известным и предсказуемым профилем безопасности, разрешённым к таковому (безрецептурному) отпуску из аптек Минздравом — не проблема, а положительный тренд современного общества. Естественно, после первичной консультации с фармацевтом. Вот чего категорически нельзя делать — так это самостоятельно изменять режим приёма лекарства, которое назначил врач, или вовсе отменять его. Здесь агентство новостей ОБС (одна бабка сказала) может нанести непоправимый вред вашему здоровью.

– На рынке постоянно появляются новые лекарства. Расскажите, как организован процесс создания нового препарата и сколько времени проходит с момента его создания до того, как он окажется на прилавках аптек?

– Рождение нового лекарства — это очень долгий и дорогой процесс. На создание нового препарата требуется не менее десятилетия (иногда до 25 лет) и затрачивается несколько миллиардов долларов! Это очень точная и скрупулёзная работа, когда в процессе скрининга нескольких десятков тысяч (!) молекул выбирается одна, которой затем суждено будет стать лекарственным препаратом. Теперь ясно, что создать что-то действительно новое может себе позволить не всякая компания. Такие новые препараты, выходя на рынок, защищаются патентом (обычно на 15 лет) и, как правило, стоят довольно дорого — компания как бы «возвращает» продажами препарата те деньги, которые были вложены в его разработку. Когда действие патента заканчивается, другие компании получают возможность производить копии данного лекарственного средства, так называемые дженерики, и тут уж качество может очень сильно отличаться — от действительно приличных и качественных до дешёвых и малоэффективных.

Кстати, что интересно, очень важна не только сама действующая молекула, входящая в состав лекарства, но и её «упаковка», т. е. та основа, из которой состоит сама лекарственная форма — мазь, гель, крем и т. д.

Действующее вещество может быть одно, а эффект — совершенно разный, зависящий от проникновения вещества.

– Препаратов на полках аптек всё больше и больше. Как простому потребителю ориентироваться в этом многообразии?

– Во-первых, и это главное, если вы простой потребитель и не обладаете специфическими медицинскими знаниями, — спросите совета у фармацевта. Во-вторых, если есть такая возможность, покупайте препараты известных фармацевтических фирм, они очень тщательно следят за качеством и эффективностью своей продукции. В-третьих, как и во всём, не покупайте уж совсем дешёвое — качество не может стоить дёшево.

– В аптеках цены на одни и те же лекарства разительно отличаются. Почему так происходит?

– Это зависит от системы ценообразования в самой аптеке — наценка на большинство лекарств никем не регулируется, поэтому аптечное учреждение вольно само устанавливать цену. Советов здесь несколько — сейчас есть возможность следить за наличием и ценами препаратов в аптеках через интернет, и вы сами можете выбрать аптеку, ближайшую к вашему дому, с наиболее подходящими ценами. Многие аптеки сейчас совместно с производителями также устраивают специальные ценовые акции, продавая препарат по минимальной цене или с определённой скидкой — это тоже хорошая возможность купить подешевле.

– Как вы относитесь к продаже лекарственных средств через интернет?

– Строго говоря, сегодня в России продажа лекарственных препаратов через интернет запрещена. В разных странах в мире на этот счёт существуют свои законы и разрешения — в США, например, лекарственные препараты через интернет также купить нельзя, а можно приобрести биологически активные добавки или Dietary Supplements, как их там называют. Во Франции интернет-торговля лекарственными препаратами разрешена, однако всё очень жёстко отслеживается тамошним минздравом. В России ни у Минздрава, ни у Росздравнадзора нет полномочий на контроль интернета, поэтому люди, приобретающие препараты в Сети, всегда действуют на свой страх и риск. Ведь для каждого препарата существуют свои условия хранения, температурный режим, сроки годности, есть требования к транспортировке разных групп препаратов. Приобретающий лекарства пациент должен об этом помнить.

Смотрите также: