Почему пельмени не бродят в желудке, огурцы не убивают томаты, а пива можно выпить много.
Многие уверены, что молоко с селёдкой сразу вызовут понос, огурцы в салате убьют пользу помидоров и даже классические сочетания мяса с картошкой или макаронами приведут к брожению в желудке.
Мы живём в мире продуктовых мифов, которые часто ведут своё происхождение от древних пищевых табу. Например, библейское «не вари козлёнка в молоке матери его» со временем могло превратиться просто в запрет сочетать молоко с мясом. Молоко вообще капризный продукт, часто вызывающий проблемы с пищеварением. Многие не переносят лактозу (молочный сахар), и из-за этого у них бывают метеоризм и диарея. Плюс молоко быстро портится, и это приводит к таким же проблемам. А если плохое молоко потребляется с чем-нибудь, то эти проблемы списываются именно на сочетание продуктов. В этом видятся корни мифа об опасности приёма молока с селёдкой, солёными огурчиками и зеленью.
Молоко с огурцами невкусно, но и невредно
«С точки зрения физиологии пищеварения эти продукты, съеденные вместе, не должны вызывать никаких проблем, — говорит кандидат медицинских наук, врач-гастроэнтеролог и терапевт Константин Спахов. — Но я знаю немало людей, которых нельзя убедить в том, что селёдку и солёные огурцы можно запивать молоком, если они в принципе переносят эти продукты нормально. Такое сочетание может быть не очень вкусным, но неопасным. С другой стороны, есть немало блюд, в которых молоко готовят с сельдью. В России больше других известен форшмак, на Западе есть суп на молоке из сельди, его почему-то называют „русским крем-супом из селёдки“. Есть сельдь тушённая или запечённая в молоке. Всё это нормальные блюда. Но сила мифа так велика, что у некоторых людей, сильно верящих в опасность сочетания таких продуктов, эти блюда могут вызвать боли в животе и рвотный рефлекс. Они будут с удовольствием есть сельдь, приготовленную в сметане, или треску — в молоке, но вот селёдка с молоком — это табу. Проблема, как говорят в таких случаях коллеги, не в желудке, а в голове».
Мясо и картошка не гниют в желудке
Многие опасные сочетания имеют околонаучное происхождение. Сейчас часто пишут, что мясо нельзя сочетать с картофелем и макаронами (а значит, и пельмени — вредный продукт). Это традиционные у нас блюда — и не самые полезные из-за высокой калорийности, а вовсе не потому, что «такая еда вызывает брожение в желудке за счёт несочетания крахмала и животных белков».
«Рассказы о продуктах, вызывающих брожение или гниение в желудке, — это чушь, — объясняет Константин Спахов. — Средняя кислотность (рН) в желудке от 1 до 2. Это настолько кислая среда, что брожение и гниение здесь невозможны. В желудке практически стерильно, тут выживает только бактерия хеликобактер пилори, вызывающая язвенную болезнь. Гниение белков и брожение углеводов могут быть только при серьёзном атрофическом гастрите, когда выработка кислоты очень сильно снижена. В тонком кишечнике среда тоже практически стерильная. Брожение и гниение в небольшой степени бывают в толстом кишечнике и в большой — при некоторых его заболеваниях или при дисбактериозе. Так что всё это мифы».
Огурцы дружат с помидорами
Другой миф: помидоры нельзя есть с картофелем и углеводистыми продуктами. А следовательно, опасна классическая гастрономическая пара — спагетти с томатным соусом. Вот объяснение: «Кислота, находящаяся в томатах, не даёт организму усвоить полезные вещества из картофеля (и макарон), а крахмал лишит полезных качеств помидоры, и овощи упадут бесполезным грузом в желудок».
«Это гастроэнтерологический фольклор, пищеварение происходит не так, — говорит доктор Спахов. — Салат с помидорами и просто сами томаты сделают картофель менее вредным и никак не будут мешать перевариванию и усвоению друг друга. Наш организм вырабатывает ферменты для расщепления белков, жиров и углеводов одновременно, и практически нет продуктов, которые состояли бы только из белка, жира или углеводов. Поэтому принципы раздельного питания не соответствуют реальности. Их придумали люди, плохо знающие физиологию пищеварения.
Очень часто читаю, что нельзя делать салат из помидоров с огурцами. Якобы в последних есть фермент аскорбиназа, разрушающий витамин С в томатах — а в салате именно это и происходит. Всё не так! Если помидоры и огурцы превратить миксером в жидкое месиво и надолго оставить, то так и случится. В салате же масштабы этой биохимической реакции ничтожны, ведь контакт фермента с витамином возможен только на поверхности долек. К тому же этот процесс происходит не только в салате, но и просто когда вы режете помидор, огурец, болгарский перец или яблоко. Ведь в любых дарах природы, содержащих аскорбинку, есть и фермент аскорбиназа. На поверхности среза он выходит из повреждённых клеток и активируется кислородом. Но потери витамина С при этом мизерны. Не стоит по этому поводу беспокоиться».
Желудок — не бурдюк для пива
Много мифов связано с алкоголем. Часто пишут, что из-за пива стать алкоголиком нельзя, так как его много не выпьешь, ведь объём желудка небольшой: «Желудок мужчины не больше котёнка. Его ёмкость — 2 л. На этом ёмкость накопителя заканчивается».
«Это логика очень механистичная, она как у специалиста по строительству шлюзов, — объясняет Константин Спахов. — Вода заполнила шлюз и держится, пока не откроются его ворота. Потом они закрылись, вода снова заполняет шлюз и т. д. Желудок работает иначе. Твёрдая пища задерживается в желудке дольше, проходя достаточно жёсткую обработку под воздействием кислоты и многократно перемешиваясь. А жидкости, в том числе и пиво, покидают его достаточно быстро и порциями, не накапливаясь. Так что эти размышления далеки от истины, и пива можно выпить больше 2 л. Тем более что у многих людей объём желудка может достигать 4 л».