Об этом мы говорим с руководителем программ общественного здоровья Международной конфедерации обществ потребителей Мариной Черновой.
Что на этикетке
«АиФ. Здорорвье»: – Марина Герардовна, наше здоровье, а также наши болезни во многом зависят от нашего питания. А что мы едим? Это должно быть указано на упаковке продуктов, которые мы покупаем. Что мы можем узнать из их маркировок?
М.Ч.: – Маркировка у нас регулируется техрегламентом Таможенного союза. Этот документ был принят в 2011 году. Состав, срок годности продукта везде указываются обязательно. А вот пищевая ценность…
Согласно техрегламенту потребитель должен увидеть на упаковке энергетическую ценность (калорийность) продукта, количество белков, жиров и углеводов, количество витаминов и минеральных веществ. Все параметры указаны из расчета на 100 г продукта. Берем, например, конфеты. Вот у нас тут есть белки, жиры, углеводы. Дана энергетическая ценность. Но углеводы – они ведь бывают разные. Есть медленно усвояемые, есть быстро усвояемые, к которым относится и сахар, быстро усвояемые провоцируют ожирение, развитие диабета. Но из нашей маркировки нельзя понять, какие углеводы содержатся в продукте, есть ли в нем и в каком количестве сахар. Дальше – жир или, как говорят специалисты, жирные кислоты. Они бывают насыщенные и ненасыщенные. Ненасыщенные жирные кислоты – полезны, а насыщенные провоцируют развитие атеросклероза, повышенное их содержание в пищи – это риски ожирения, сердечно-сосудистых заболеваний. Их количество как раз должно быть ограничено. А из маркировки мы узнаем только общее количество жиров.
Требования Евросоюза
«АиФ. Здорорвье»: – Это мы смотрим отечественный продукт. А на импортных продуктах что указано?
М.Ч.: – Вот сухарики, произведенные в Финляндии. Указана их энергетическая ценность. Жиры – в том числе насыщенные жирные кислоты, то есть те, которые нам не нужны и о которых мы хотели бы знать, сколько их, – указаны. Углеводы, в том числе сахар, – указаны. Посмотрите, когда в сухариках углеводов 60 г на 100 г продукта, а сахара всего 1,4 г – это хорошо. И последний момент – соль, ее 1,5 г на 100 г этого продукта. На наших же продуктах информации о количестве соли нет вообще, производители не обязаны ее указывать. Однако лишнее потребление соли – это риск развития гипертонии. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует потреблять не более 5 г поваренной соли в день.
62% сосудистых поражений мозга и 49% случаев ишемической болезни вызваны высоким артериальным давлением. Исследования показывают, что низкосолевая диета в течение всего лишь одного месяца снижает артериальное давление на 3,5% у гипертоников и на 1% у здоровых людей. У нас в стране высочайшее потребление соли, диетологи говорят, что мы чуть ли не 20 г в сутки съедаем. А информации о количестве соли в продуктах, выпускаемых в России, на маркировке нет.
«АиФ. Здорорвье»: – На импортных продуктах больше информации, чем на отечественных?
М.Ч.: – Больше. А теперь давайте посмотрим еще один продукт, который у нас продается. Вот шведское печенье.
Энергетическая ценность – количество килокалорий на 100 г продукта – указана. Но появляется новая для нас строка – процент от дневного потребления. Ты съедаешь печенье и понимаешь, сколько килокалорий от дневной рекомендуемой дозы ты потребил. Белки – есть, углеводы – есть, мы видим, что на 69 г углеводов – 27 г сахаров. Печеньице сладенькое! Жиров – 20 г, из них 10 – насыщенных. Соль – 0,5 г. Информации явно больше, чем на отечественных продуктах. Но можно было бы дать ее еще больше.
Принцип светофора
«АиФ. Здорорвье»: – А что нужно было бы указать еще?
М.Ч.: – Мы не обязаны помнить наизусть: 10 г насыщенных жирных кислот на 100 г продукта – это много или в самый раз? Международная организация потребителей, членом которой наш КонфОП является, пыталась поменять требования к маркировке продуктов в Евросоюзе и ввести понятные для потребителей опознавательные знаки – так называемый светофор. Указывать содержание жиров, сахара, соли не только в цифрах, но и помечать продукты цветными значками «светофора» – зелеными, желтыми и красными наклейками. Например, если количество сахара в 100 г продукта превышает 15 г, на маркировке против этой строки надо поставить красный кружок. Когда вы едите этот продукт, вы должны понимать, что свою дневную норму сахаров вы быстро наберете, а то и превысите. Такое предупреждение важно для тех, кто страдает лишним весом, болен диабетом… Желтым кружком отмечается средняя доза, зеленым – безопасная.
Давайте еще раз посмотрим на шведское печенье. Тут 27 г сахара на 100 г продукта. Если бы маркировка «светофор» была принята, на печенье стоял бы красный кружочек. Безопасный уровень сахара – 5 г и ниже на 100 г продукта. Опасный начинается от 15 г. Продукт был бы «красный» и по насыщенным жирам. Здесь 10 г насыщенных жиров на 100 г продукта. Безопасный уровень – 1,5 г и ниже, опасный – свыше 5 г.
Или возьмем сладкие газированные напитки. Баночка такого напитка содержит 10,8 г углеводов. Эти углеводы – практически один сахар. А что такое 10,8 г сахара на 100 г напитка? Это больше чайной ложки. То есть в пол-литровой бутылке, которая легко выпивается в жаркую погоду, более 50 г сахара! Вы дадите ребенку столько сахара за один раз? При том что суточная потребность – 65 г.
У нас люди едят, например, каждый день колбасу с большим количеством насыщенных жиров и не задумываются. Дают детям соленые чипсы…
Сейчас потребитель мало что может узнать о продукте, который покупает, поэтому у него нет никакой настороженности.
Но производители не обрадовались «светофору». Понятно, что потребление продуктов с красными кружочками со временем бы значительно снизилось, а это невыгодно бизнесу. А так как лобби производителей – мощнейшее в мире, маркировка не была принята в Евросоюзе.
Размер имеет значение
«АиФ. Здорорвье»: – Техрегламент определяет шрифты? Как информация должна быть размещена на упаковке?
М.Ч.: – Никаких требований к шрифтам у нас нет. И к размещению – тоже. Можно написать такими крохотными буковками, что никто и не прочитает, информацию можно напечатать по краю упаковки, на швах, на сгибах…
Наши потребители не получают полной информации о пищевой ценности продуктов питания, поэтому не могут сделать правильный выбор в пользу здоровой пищи.
«АиФ. Здорорвье»: – А в ЕС, в США – есть требования к шрифтам?
М.Ч.: – Есть. Регламентируется все: шрифт, который удобно читается, кегль – чтобы надпись была крупная.
В США, например, на фронтальной части упаковки, на той, что лежит лицом к потребителю, должна быть большая этикетка, хорошо видная потребителю. На ней обязательно должны быть указания и о соли, и о сахаре, и об общем количестве жиров, и о количестве насыщенных.
Пора вносить поправки
«АиФ. Здорорвье»: – А нельзя ли и нам узаконить такую маркировку, с количеством вредных насыщенных жиров, сахара и соли?
М.Ч.: – В 2011 году КонфОП обратилась с этим предложением в Минздрав. Но, к сожалению, наши пожелания учтены не были. Когда техрегламент принимался, мы не увидели на сайте комиссии наших предложений ни среди принятых, ни среди отклоненных.
Но прошел год с момента принятия техрегламента, и в него уже можно вносить поправки. И у нас есть надежда их внести. Нам нужны сторонники, те, кто обладает правом законодательной инициативы. Пытаемся привлечь на нашу сторону Минздрав. Я говорю своим коллегам: если удастся внести изменения в техрегламент, могу считать свою миссию по защите права потребителей на достоверную информацию выполненной.
Памятка покупателю
Проверьте, сколько жиров, сахара и соли в вашей еде.
Уровень на 100 г |
Сахар | Жиры | Насыщенные жирные кислоты |
Соль |
---|---|---|---|---|
Высокий | Выше 15 г | Выше 20 г | Выше 5 г | Выше 1,5 г |
Средний | От 5 г до 15 г | От 3 г до 20 г | От 1,5 г до 5 г | От 0,3 г до 1,5 г |
Низкий | 5 г и ниже | 3 г и ниже | 1,5 г и ниже | 0,3 г и ниже |
Помните, что объем продуктов, который вы съедаете, влияет на количество потребляемых вами жиров, насыщенных жирных кислот, сахара и соли.