Сладость в радость? Как приучить ребенка к здоровой еде

Тысяча дней - от зачатия до 2 лет - самые важные. © / Shutterstock.com

Новое исследование российских педиатров показало: 2 из 3 детей недополучают с питанием железа, кальция, витамина D, цинка, йода, полиненасыщенных жирных кислот и других полезных веществ. В результате быстро растёт число детей с лишним весом и заболеваниями, вызванными неправильным питанием. Среди детей 5-17 лет избыточная масса тела зафиксирована у 22% мальчиков и 19% девочек, а 7% мальчиков и 5% девочек и вовсе имеют ожирение.

   
   

О том, как привить детям правильную культуру питания, рассказывает Мария Гмошинская, д. м. н., ведущий научный сотрудник НИИ питания.

1000 дней

Юлия Борта, «АиФ»: Мария Владимировна, это правда, что существует рацион питания ребёнка, позволяющий вырастить «умника»?

Мария Гмошинская: Влияние питания ребёнка на его здоровье и интеллект доказано во многих серьёзных исследованиях. Но дело не в конкретных продуктах, а в правильном подходе. В меню ребёнка должны присутствовать все группы продуктов: мясо или курица — 1-2 раза в день; крупы, хлеб, молочные продукты, овощи и фрукты — ежедневно; рыба — 2-3 раза в неделю; сахар — в небольших количествах. Нельзя исключать жиры — растительное и сливочное масло.

Самыми важными для здоровья ребёнка считается первая тысяча дней — от зачатия до 2 лет. Доказано, что младенцы, ещё находясь в животе у мамы, ощущают вкус продукта через околоплодные воды, а потом через грудное молоко.

— Многие считают, что еда из банок для малышей неполезна — мол, лучше приготовить самим.

— Это заблуждение. Сегодня баночное питание достаточно хорошего качества, к нему предъявляются очень жёсткие требования. И, наоборот, нет никакой гарантии, что в купленных на рынке овощах или мясе нитраты или антибиотики не превысят допустимые нормы.

   
   

— Почти все дети любят сладости. Разрешать или нет?

— Лучше изначально не приучать к сладкому. К тому же обычные конфеты и печенье часто содержат добавки, к которым у детей может быть непереносимость. Но если ребёнок просит вкусненького, то можно предложить ему полезную альтернативу: сегодня разработаны специальные здоровые конфеты в виде пастилок на основе фруктового пюре с добавлением агар-агара (вещество из морских водорослей). Они не вызывают аллергии.

Фастфуд не запрещать?

— В продаже много разноцветных детских йогуртов. Они полезны?

— Мы всегда советуем давать детям йогурты без наполнителей и без сахара. В крайнем случае можно в натуральный йогурт положить для вкуса ложечку варенья или фруктового пюре.

— Больше всего проблем с едой у школьников? В детском саду малышам обеспечено пятиразовое питание, а в школе всё иначе...

— Многое зависит от того, насколько ребёнок умеет противостоять влиянию сверстников, обсуждают ли учителя в классе вопросы правильного питания. Но в целом — и это касается детей любого возраста — всё зависит от того, как организовано питание дома. Да, сейчас в детских садах хорошее меню, во многих — плотные полдники. Но часто дети отказываются есть в саду, потому что уверены: придут домой и налопаются сосисок, запивая их сладкой газировкой. А ещё мама придёт забирать своё чадо аж в семь часов вечера и даст ему с порога пирожок или шоколадку. Ребёнок полуживой после смены, а она дала вкусненького — откупилась... Детям нужны родители, а не шоколадки! Ну съест он сладость — лучше ему будет? Лучше придите на полчаса пораньше — для малыша это уже будет праздник.

— Как отучить детей от вредной еды?

— Для этого взрослым надо самим от неё отучиться, несмотря на всю свою занятость и загруженность. У нас сейчас потеряна культура питания дома. Родители и дети перестали есть вместе, в кругу семьи. Хотя бы раз в неделю устраивайте семейные обеды за красиво накрытым столом, привлекайте детей к процессу приготовления. Не стоит полностью запрещать фастфуд — можно иногда съесть и картошку фри с гамбургером. Но обязательно предлагайте ребёнку альтернативу — сходить в детское кафе, а ещё лучше — приготовить что-то дома всем вместе. Малышей можно обучать культуре питания в игровой ситуации (лепить продукты из пластилина, играть в «съедобное-несъедобное»: что кладут в суп и т. д.). Более старших детей берите с собой в магазин за продуктами, объясняя, что полезно, а что лучше не покупать. Ну и поощряйте их помощь во время приготовления обеда.

Смотрите также: