В эфире. Как школьное радио помогает реабилитации слепых учеников

© / Dmitri Ma / Shutterstock.com

В школьные годы они стремятся принять участие в создании радиопередач в качестве ведущих, корреспондентов и звукорежиссёров. Во многих коррекционных школах для слепых и слабовидящих детей имеются собственные радиоузлы. Кружки и клубы радиожурналистики становятся важнейшей частью реабилитационной работы.

   
   

Информатор и объединитель

В Санкт-Петербургской школе-интернате № 1 для слепых и слабовидящих детей им. К. К. Грота собственное СМИ — «Радио Грота» — появилось в апреле 2012 года.

Главный редактор «Радио Грота» М. В. Быкова и юный радиожурналист Николай Кузнецов. Фото из личного архива

«Так как в радиопередачах отсутствует зрительный ряд, слепые и зрячие слушатели находятся в равном положении. Радио не только информирует и развлекает, но и объединяет людей», — говорит главный редактор «Радио Грота», старший преподаватель Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета Мария Валерьевна Быкова. Она приезжает в школу два раза в неделю, проводит индивидуальные и групповые занятия с юными радиожурналистами.

А инициатором создания школьного радио стал директор учебного заведения заслуженный учитель РФ А. В. Мухин.

Искусство общения

Передачи «Радио Грота» выходят два раза в месяц. Продолжительность каждой — десять минут. Радиотрансляции обычно ведутся во время перемен.

«В создании радиопередач принимают участие самые разные дети, — рассказывает Мария Валерьевна. — У некоторых кроме проблем со зрением имеется и ряд других физических ограничений, например, проблемы с дикцией. Поэтому при записи программ часто приходится делать много дублей».

Мария Валерьевна считает, что одна из главных задач школьного радио — помочь детям овладеть искусством общения, научить их вести дискуссию, чётко выражать свои мысли.

   
   

Темы подсказывает жизнь

Значительное место в радиопрограммах занимают школьные события. Специальные передачи готовятся ко всем праздникам и памятным датам. Юные радиожурналисты рассказывают также о выпускниках школы-интерната, об интересных людях, посещающих школу.

«Темы наших передач подсказывает жизнь, — продолжает рассказ Мария Быкова. — В преддверии зимних Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи у нас вышла программа, посвящённая истории этих спортивных состязаний. К 25‑летию вывода советских войск из Афганистана мы пригласили в студию подполковника Владимира Леонидовича Плеханова, принимавшего участие в тех событиях. Большой интерес учащихся вызвала беседа с жительницей блокадного Ленинграда Анной Алексеевной Другачёвой».

Восьмиклассница Александра Рюмшина в студии «Радио Грота». Фото из архива радиостанции

По запаху и по походке

Анастасии Латышкиной семнадцать лет. В детстве ей пришлось перенести несколько операций на глазах. Родители стремились сделать всё возможное, чтобы их дочь могла видеть. Но усилия врачей оказались тщетными.

Анастасия с удовольствием вспоминает первую радиопрограмму, в которой ей довелось принять участие. Она вышла в эфир в апреле 2012 года. Передача называлась «Как я воспринимаю окружающий мир». «Я рассказала, что умею распознавать людей по запаху и походке, а также определять настроение по голосу. Однажды в школе со мной утром поздоровалась воспитатель. И я сразу же поняла, что у неё что-то случилось. По одному сказанному слову! И правда, оказалось, что у женщины заболела любимая собака».

Мечта

Настя мечтает учиться в Высшей школе журналистики и стать радиоведущей. Осуществимы ли эти планы? «Сейчас у нас нет незрячих студентов, — говорит М.В.  Быкова. — Но думаю, что мечта Насти осуществима. Инвалиды по зрению успешно осваивают самые разные специальности. И профессия радиоведущего, редактора радиопрограмм вполне может быть одной из них».

Девушка также рассказала о других передачах, в создание которых она принимала участие: «Очень доброй и весёлой получилась передача, посвящённая 23 Февраля. Наши репортёры опросили мужчин — сотрудников школы и одноклассников, какой подарок им бы хотелось получить к этой дате. Ответы были очень милыми. Многие мужчины в качестве подарка называли девичьи улыбки... А наш учитель физкультуры заслуженный тренер РФ Владислав Васильевич Кустов сказал, что для него лучший подарок, если мы наконец-то научимся завязывать шнурки на лыжных ботинках».

Быть услышанным

В создании радиопрограмм принимают участие не только учащиеся школы, но и её выпускники. 25‑летний Игорь Воробьёв говорит: «Мы хотим представить радиослушателям мир инвалидов по зрению, их чувства, переживания, их взгляды на жизнь. Радио даёт возможность человеку быть услышанным».

Смотрите также: