Как справиться с волнением во время ЕГЭ. Советы психолога

Психолог Светлана Клюваева в вопросах оценки ЕГЭ толерантна, но считает, что если подобная проверка знаний принята законом, то хочешь не хочешь, а к ней нужно приспосабливаться! Как именно это делать, Светлана рассказала корреспонденту АиФ.ru.    
   

«Перед смертью не надышишься»

За день до экзамена лучше отдохнуть, но есть дети тревожные, которые не могут отдыхать. Если человеку легче от того, что он ещё раз пролистает какие-то страницы учебника, запрещать не надо. Но лучше поберечь себя и постараться понять, что за последний вечер ничего нового ты не усвоишь. Надо расслабиться, успокоиться, лечь пораньше спать, сделать для себя что-то приятное, например, посмотреть какой-нибудь вдохновляющий фильм.

Спокойствие, только спокойствие!

Непосредственно перед экзаменами должны успокоиться родители. Степень стресса, в которой ребёнок находится, потому что учителя и мама с папой нагнетают обстановку, одноклассники вокруг тоже волнуются и всё время про это говорят, очень высока. Поэтому родители должны помочь ребёнку расслабиться. А именно: проследить за его режимом; где надо - дать ему возможность погулять, отпустить с друзьями, в кино и так далее. Родитель должен понимать, что это нормальная рабочая ситуация. Людей, которые бы не сдали экзамен практически нет. Все мы с этим сталкивались. Родители могут просто поделиться своим опытом, как они волновались, как они с этим справились. Это тоже будет очень полезно. Кроме того, напутствие, настрой и вера в ребёнка, что у него все получится, очень важны. Дети это очень хорошо чувствуют.

Методы расслабления

Можно использовать физические методы. Например, на нашей руке  у основания большого пальца есть подушечка. В хиромантии она называется «холм Венеры». Примерно по центру этой подушки находятся активные точки, которые помогают снимать стресс. Если надавить на эту активную точку четырьмя пальцами, немножко подавить до того момента, пока не появится пульсация, это поможет немного расслабиться.

Также можно расслабиться перед экзаменом, если выпить стакан воды. Вода прибавляет энергию и помогает подавить стрессовые состояния.

Можно вспомнить ситуацию, когда у вам все удавалось, когда вы чувствовали себя счастливым от того, что у вас получилось какое-то дело. Это может быть какая-то ситуация из детства. Например, вы построили башню из песка, она казалась вам замечательной, вы чувствовали восторг от этого. То есть, вспоминаете любую ситуацию и чувство, которое было тогда, когда был успех. Попробуйте это чувство визуализировать или представить, на что оно похоже. Может быть, оно похоже на какую-то птицу или прекрасный цветок, или ещё на что-то. И в ситуации стресса вызывайте в себе этот образ. Таким образом, мы вызываем такой психологический якорь, который нас переносит в то состояние успеха и радости от полученного результата. И это состояние может быть помощником в управлении стрессом.

Делать шпаргалки – полезно

   
   

Шпаргалки делать полезно, потому что шпаргалки – это систематизация знаний, это попытка все знания структурировать. При этом задействуются разные модальности памяти: зрительная и моторная память. Когда человек пишет шпаргалки, он таким образом раскладывает по полочкам все свои знания. Другой вопрос – пользоваться этими подсказками или нет. Это уже ответственность того, кто эти шпаргалки будет делать. Имея с собой шпаргалки, человек может чувствовать себя увереннее. Но, опять-таки, ученик должен понимать свою ответственность и знать о последствиях, которые могут быть, если он вытащит шпаргалку и его с ней застукают. Еще раз повторю: как средство подготовки к экзаменам, шпаргалки – это один из методов систематизации знаний, но лучше их оставить дома или спрятать так глубоко, что воспользоваться ими будет неудобно, тогда придется воспользоваться той памятью, которая была активизирована в процессе создания этих шпаргалок.

Сдашь ЕГЭ – куплю тебе машину

Что касается товарно-денежных отношений, то это не лучший вариант для того, чтобы стимулировать ребенка к учебе и хорошей сдаче ЕГЭ, потому что таким образом он не понимает всей ответственности. Если вы уже использовали этот метод и ребенок в него включился, начал лучше учиться, это действительно на него повлияло, то назад уже идти не стоит. Если же ребёнок не включился, надо смотреть, почему он не хочет учиться, почему у него нет мотивации, какие посылы родители дают. Если они ему говорят, что он будет дворником, что он ничего никогда не добьется, понятно, что с таким настроем на будущее не хочется стараться. Поэтому тут надо очень индивидуально подходить.

Ребёнка нужно мотивировать. Вообще, хороший родитель ребёнка не запугивает, потому что это приносит парадоксальные результаты. Родители ожидают, что ребёнок испугается и начнет лучше учиться, но страх парализует и не дает возможности действовать. На самом деле, он верит в родительские послания. Поэтому лучшая мотивация – это собственный пример, вера в ребёнка и поддержка его на протяжении всей учебной деятельности с самого начала: «Я верю, что у тебя всё получится». При таком родительском подходе в одиннадцатом классе уже не будет возникать страха перед экзаменами. Скорее, у него будет страх не поступить туда, куда он хочет.

«Мама, я не сдал»

Что делать, если ребенок не сдаст экзамен? Я бы этот вопрос задала родителям. Вы его будете меньше любить, если он не сдаст ЕГЭ? Наверное, нет. Ребёнок должен понимать, что даже если он не сдаст экзамен, то он всё равно останется любимым сыном или дочкой и у него будет шанс сдать его ещё раз.

Всем важно успокоиться и продолжать дальше жить. Ничего катастрофичного не случилось. Будет ещё шанс в этой жизни. Мир не рушится от того, что человек не сдал экзамен. Есть люди, которые не сдают экзамен, не поступают в вуз. Есть люди, которые упорно, по 10 раз, сдают экзамены в одни и те же институты, следуя за мечтой. Поэтому ничего страшного, в следующий раз сдаст. Здесь важен настрой родителей. Понятно, что ребёнку непросто, и родители должны взять себя в руки. Следить за собой, потому что той реакцией, которую они демонстрируют ребёнку, они могут нанести ему вред. Родители должны понимать свою ответственность и разделять ее вместе с ребенком.