Двоечник — гений? Как выжить с ребёнком-подростком

Из ангела — в ежа

Юлия Борта, «АиФ»: Как понять, что у ребёнка начался переходный возраст, и учесть это в отношениях? Мол, нахамил — ну и ладно, у него же кризис...

   
   

Михаил Лабковский: Есть чисто физиологические признаки. Из сладкого ангелочка с длинными ресничками и розовыми щёчками ваше чадо превращается в крикливого, конфликтного, плохо умытого, местами волосатого ежа. У девочек начинает расти грудь, появляется менструация. Ребёнок быстрее устаёт и утомляется. Обычно он не хочет учиться, читать и отрываться от планшета. Но прощать хамство нельзя и такому «ежу». Важно дать подростку понять, что с вами так обращаться нельзя. Но главное — устранить причину агрессии. Возможно, мама с папой сами без конца скандалят — друг с другом или с ребёнком. Или такое поведение стало реакцией ребёнка на чрезмерные запреты родителей: это не надевай, позже восьми не гуляй, в планшет не играй... Когда дети задавлены, несамостоятельны, опекаемы, это только усиливает конфликт.
 

— Дать больше свободы и самостоятельности?

— А никто у вас и не будет спрашивать разрешения! В РФ возраст вступления в половую жизнь — около 15 лет. Курить и наркотики принимать подрост­ки начинают в среднем в 12,5 лет. Вы думаете, ваши запреты удержат? Напротив, задёрганные, опекаемые дети, которых постоянно ограждают от всего плохого, будут рады любому «косячку» — запретный плод сладок.

Кажется, что так рассуждать плохо, но это факт: некоторыми вещами лучше переболеть в 15 лет, чтобы они не накрыли в 20. Как ветрянка: чем позже болеешь, тем тяжелее. Большинство детей всю эту гадость — алкоголь, сигареты, а то и наркотики — пробуют ещё в школе. И если родители ребёнку доверяют, поддерживают, считаются с ним, дают свободу, рассчитывая на его сознательность, то он по­взрослеет и перерастёт глупости. А вот не имея поддержки и уважения в семье, он будет искать это на стороне. В том числе и так становятся наркоманами. Дети, которых без конца прессовали, закончив школу и поступив в институт, всё равно оторвутся по полной: начнут курить, пить, менять половых партнёров... Вот только взрослый, творящий дет­ские глупости, выглядит по-идиотски, да и шансов зависнуть в неприятной истории у них гораздо больше — они попросту не знают, как жить своим умом, распоряжаться своей свободой. Более того, тотальный контроль и недоверие приучают ребёнка врать.

Тревожные отличники

— Вы настаиваете: уроки с ребёнком делать не надо, оценки спрашивать не надо и вообще заводить разговор про школу не стоит. То есть он на двойки будет учиться — и ладно?

— А будете спрашивать, разве станет на пятёрки учиться? Вы изначально лишили ребёнка возможности учиться самому, и он делает это из-за страха наказания.

У него рефлекс: контролируют — учится, не контролируют — забивает. Это опять несамостоятельность, инфантилизм, которые могут привести к проблемам в будущем. Закончив школу, такой человек не знает, куда поступать, его родители куда-то пихают. Идёт работать — старается увильнуть от ответственности и принятия решений. Дети не рождаются безответственными. Они такими становятся в результате действий их родителей. Ответст­венность и самостоятельность воспитываются через доверие и свободу. Так что это родителям надо побороть свои страхи, что ребёнок не справится сам. Но если попросит помощи — обязательно откликнуться.

Вообще российские родители почему-то слишком ориентированы на оценки. А ведь школа должна не набить ребёнка знаниями (в эпоху Интернета они обесцениваются), а научить общаться, отвечать за свои поступки, правильно распоряжаться временем. Нередко отличники, которые «берут попой» и высиживают свои оценки, — это тревожные дети с пониженной самооценкой. Если мама спокойно реагирует на двойку или неудачи в спорте, не истерит и не выносит ребёнку мозг нотациями, то он обязательно выравнивается и находит дело, где у него всё получается.

   
   

— Все родители спрашивают: разрешать ли компьютеры-интернеты и сколько?

— 1,5 часа в будни и 4 часа в выходные. Исчерпал лимит — отнять без разговоров, сомнений и жалости. Если ребёнок сам не контролирует время, проводимое за играми или в соцсетях, это нужно сделать родителям.

— Но вот недавно одна мама запретила сыну компьютер, а он её и отца ножом зарезал...

— Ребёнок психопатичный, и у него компьютерная зависимость. Если бы мать у него яблоко забрала, он бы её не зарезал, потому что у него нет яблочной зависимости. Чаще всего компьютерная и интернет-зависимость возникает у детей, которые чувствуют себя неудачниками, не умеют общаться со сверстниками. Им плохо в реальной жизни, и они живут в соцсетях. Таких детей нужно вести к психологу.

— Подростков очень заботит внешность. Даже мальчики у зеркала крутятся...

— Ребёнок изначально ориентируется на мнение родителей о себе, и низкая самооценка — это следствие отсутствия поддержки дома. Мол, дочка у нас страшненькая, зато учится хорошо. Ну и привет! Если с раннего детства девочке говорили, что она самая любимая и самая красивая, то и проблем таких в подростковом возрасте не будет.

— Ребёнок не умеет проигрывать. Как объяснить, что везде быть первым невозможно?

— Такое отношение привносится опять же родителями. Ребёнка сравнивают с другими детьми, включая собственных братьев и сестёр, или говорят: «Вот, четвёрка, ты же можешь лучше» и т. д. И так поселяют в нём дух нездорового соревнования.