Без сладкого. Приучаем ребёнка к здоровой еде

Джейн Огден, профессор психологии здоровья Университета Суррея и по совместительству мама двух подростков, в своей книге рассказала, как оздоровить эти отношения. В частности, как заставить ребёнка есть то, что нужно, а не только то, что ему хочется.

   
   

«В последнее время много внимания уделяется проблеме лишнего веса и ожирения, – пишет Огден в книге «Как приучить ребёнка к здоровой еде». – Но это лишь верхушка айсберга. Сколько бы ни весил ребёнок, ему нужна здоровая еда, чтобы сформировались крепкие кости и зубы, чтобы сердце было сильным, пищеварительная система функционировала правильно, лёгкие работали в полном объёме, а мозг поддерживал жизнедеятельность всего организма…»

Природа или воспитание?

Природа наградила нас любовью к сладкому, потому что организму необходимы фрукты и ягоды. Нам нравится солёное, потому что мы должны есть мясо и рыбу. А наша нелюбовь к горечи – это природная защита от испорченной пищи. С этой точки зрения наши вкусовые предпочтения врождённые.

Но! Младенцы, которым во время первой части эксперимента, проведённого учёными, нравилось подслащённое молоко, во второй части эксперимента пили его ещё охотнее. 

Это означает, что вкусовые предпочтения даже у грудных детей формируются на основе той пищи, которая у них есть. И чем слаще молоко, которое им дают, тем больше им нравится сладкое…

Как возникают предпочтения

Есть три психологических механизма, которые формируют наши предпочтения.

Похвала за полезную еду. Если вы скажете ребёнку: «Съешь овощи – и я буду гордиться тобой», – а потом улыбнётесь и похвалите, через некоторое время он полюбит овощи. Механизм понятен: еда ассоциируется с похвалой, похвала – это приятно, значит, и еда приятная. Если же вы предложите ребёнку брокколи и с кислой миной скажете: «По­пробуй, хотя вряд ли тебе понравится, вкус странноватый», – для ребёнка брокколи будет связана с чем-то неприятным и не войдёт в привычный рацион.

   
   

Еда – вознаграждение за хорошее поведение. Если вы говорите ребёнку: «Веди себя хорошо, и я дам тебе печенье», – вы пользуетесь едой как вознаграждением за хорошее поведение. Сейчас это сработает: за печенье ребёнок сделает домашнее задание, наведёт порядок в комнате и вовремя ляжет спать. Но многочисленные исследования доказывают: в дальнейшем, когда ему будет плохо, грустно или одиноко, он будет «заедать» свои проблемы, ведь именно к этому его приучили в детстве.

Вредная еда – вознаграждение за полезную. Родители часто говорят: «Съешь овощи – получишь сладкое»… Это тоже неплохо работает в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной в детском мозгу формируется установка: «Печенье – хорошо и вкусно, а овощи – гадость, ведь маме приходится подкупать меня, чтобы я их съел».

В ходе одного эксперимента детям дали задание с выдуманными блюдами – «хьюпом» и «хулой»: «На столе стоят оба блюда, но Дженни может съесть «хьюп» лишь после того, как съест «хулу». А какую еду выбрали бы вы?» Выяснялось, что все дети хотели только «хьюп», еду-«награду», хотя они понятия не имели, каково это блюдо на вкус. Получается, что, награждая едой за еду, вы учите детей предпочитать еду-«награду».

Правильное питание

Принципы правильного питания для взрослых и детей старше 5 лет примерно одинаковы.

И взрослым, и детям нужно потреблять много воды. Её источ­ники – фрукты, овощи, супы, тушёные блюда и напитки без кофеина.

Насыщенных жиров (масла и маргарина) нужно есть поменьше, отдавая предпочтение ненасыщенным жирам (они содержатся в растительном масле и рыбе).

Фрукты и овощи – не менее 5 порций в день.

Молока и молочных продуктов организму требуется ещё меньше. Следите за их жирностью.

Хлеб из муки грубого помола, макароны из твёрдых сортов пшеницы, крупы – в меню должно быть достаточно сложных углеводов, богатых клетчаткой.

Мяса, рыбы, птицы требуется немного, причём следует выбирать продукты с низким содержанием жира.

Что касается соли, то её количество не должно превышать 6 г в день.

Высокожирные и сладкие продукты (чипсы, выпечка, сладкая газировка) нужно сильно ограничить.

Знакомство с новыми блюдами

Если хотите, чтобы ребёнок полюбил разную еду, постоянно её предлагайте. Мы все в той или иной степени страдаем боязнью непривычного и поэтому опасаемся новых продуктов. Недоверчивее всего маленькие дети, но и они должны научиться есть незнакомую пищу. Предлагайте им новые продукты не менее 10 раз.

Чтобы полюбить что-то новое, детям достаточно понаблюдать за другими детьми. Во время эксперимента за один обеденный стол посадили детей, которые любят фасоль, но не любят морковь, и ребят, у которых прямо противоположные предпочтения. Через неделю обе группы изменили свои вкусовые пристрастия и начали с удовольст­вием есть и морковь, и фасоль. Эта новая модель поведения сохранялась ещё несколько недель после окончания эксперимента.

Если хотите изменить рацион ребёнка, начните с изменения собственного. Чаще всего родители и дети любят одни и те же блюда. Вне дома дети не только стараются есть продукты, знакомые им по семейным трапезам, но и делают это примерно в то же время и в тех же количествах, что и дома. И, вырастая, часто придерживаются рациона родительской семьи, даже те, кто в дет­стве бунтовал против родительского образа жизни.