Дресс-код для учителей не решит проблем в образовании – психолог

В документе также опишут нормы поведения. В частности, учителям запретят проявлять неуважение, грубость, невоспитанность и несдержанность.

   
   

Автор кодекса, Елена Сенаторова, пояснила, что поскольку в России вводят форму для школьников, то ее необходимо ввести и для учителей.

О необходимости введения правил для учителей и проблемах в школьном образовании мы поговорили с семейным психологом и руководителем центра «СоДействие» Анной Хныкиной.

Майя Миличь, «АиФ.ru»: Как Вы считаете, есть ли необходимость в данном Кодексе для учителей?

Анна Хныкина: На мой взгляд, да, необходимость в Кодексе для учителей есть. Конечно, сразу голову заполняют мысли, что нововведение сможет «причесать» проблему. Но упорядочить власть, данную учителю, с помощью строгой одёжки — не выйдет. А проблема именно в этом: профессия учителя трудна и очень опасна в плане профессионального выгорания, что в свою очередь отражается на качестве образования.

М.М. «АиФ.ru»: Как влияет внешний вид учителя и его поведение, цельный образ педагога, на детей и их поведение?

   
   

А.Х.: Образ педагога, включая внешний вид, речь, интонации, осанку, основной посыл, с которым он выходит к детям, безусловно, является определяющим и основополагающим в отношениях ученик-учитель. Педагоги, кстати говоря, сами прекрасно знают об этом.

Но система образования у нас такова, что часто, кроме манипуляции, педагог больше ничем не владеет, нет у него других инструментов воздействия.

Учителя работают с детьми через стыд, систему жёсткого и публичного оценивания, приведением «в пример» одних детей другим и давления на самооценку родителей. Лично я, как мать, чаще сталкиваюсь вот с таким бессилием и такими методами воспитания-обучения, нежели с излишней сексуальной распущенностью учителей.

Поэтому, если проблема границ личности учителя будет решена, на внешнем виде это непременно скажется положительно. Мы все знаем, что хороший вкус – это, прежде всего, мера и скромность, и прививается это всё не демонстрацией правильных картинок, а внутренней самоорганизацией.

«Контрольные» работы

М.М. «АиФ.ru»: Как же школьным педагогам поменять методы воздействия на детей?

А.Х.: Есть похожие профессии: врач, психолог, священник — это люди, которые работают с человеческой душой и имеют огромное количество соблазнов этой ситуацией воспользоваться в свою пользу. И я не очень знаю, как это у врачей, но священники должны с определённой периодичностью совершать собственную исповедь, а психологи и психотерапевты постоянно проходят личную терапию и супервизию (это «контрольные» работы под наблюдением более опытных и старших коллег), дабы не «зазнаться» и чтобы не было брошенных и недоделанных случаев.

Это помогает самому увидеть свои ошибки и поработать над своей личностью, если вдруг в работу примешиваются гордыня или зависть...

Мне кажется, что подобная практика необходима и учителям, потому что этой работе свойственно естественное накопление негатива, которое учителю некуда деть. Домой не отнесёшь, на детей-учеников вроде как тоже. Тогда начинается самоедство (агрессия на себя) или спонтанно вырывающаяся агрессия на окружающих, ими могут оказаться кто угодно, но чаще всего, конечно, это наши с вами дети...

«Хорошо/плохо»

М.М. «АиФ.ru»: В новости говорится, что учителям «запретят проявлять неуважение, грубость, невоспитанность и несдержанность». При этом учитель иногда вынужден как-то наказывать учителя. Какие методы наказания могут быть допустимы со стороны учителя?

А.Х.: Оценка — вполне адекватная форма обратной связи, особенно, если она выражается в цифрах, а не в оценочном суждении типа «хорошо/плохо». Поэтому, в идеале, шкала оценок должна быть шире, нежели наши 5 легко предполагаемых значений.

Согласно сегодняшнему времени, мы должны понимать, что школа — это уже не «вторая семья», как это было после революции и войны, а учительница и мама — это далеко не одно и то же. Школа — это вообще не семья, это мини-социум для детей, где они получают образование и навыки самостоятельных действий.

Так и не надо перемешивать и путать эти понятия, а то иногда доходит и до того, что учителя оценивают и критикуют родителей учеников! А это разрушительно действует на психику детей.

Поэтому, я бы делала упор, меняя образовательную систему, на подобающее отношение к взрослеющим детям, на воспитание такта и границ личности учеников, начиная с учителей. Дети прекрасно чувствуют личность педагога, их не обманешь.

То есть надо бы начинать не с формы, а с содержания... И для этого, возможно, потребуется дождаться нового поколения учителей.

Читайте по теме:

Большое возвращение. Минобразования утвердило требования к школьной форме >>

Когда введут единую школьную форму?

Читайте в соцсетях!