Владислав Кучма: «Нынешним школьникам не позавидуешь»

Владислав Кучма. Фото из личного архива

Накануне нового учебного года о состоянии здоровья учащихся образовательных учреждений и о факторах, влияющих на него, мы решили поговорить с членом-корреспондентом РАМН, директором НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД Владиславом Кучмой.

   
   

Школа риска

«АиФ. Здоровье»: – Владислав Ремирович, все мы когда-то учились в школе. Завидуете ли вы нынешним школьникам?

В.К.: – В чем-то завидую. Они стали учиться по-другому. Вижу это по внукам. Никакой учебник такое обилие информации, которое они могут почерпнуть из Интернета, не вместит. Конечно же, у нас подобных возможностей не было. А как гигиенист я современным школьникам не завидую. Они учатся в тех же зданиях, что и мы когда-то, условия не изменились. А вот интенсивность обучения, нагрузка на ребенка возросла.

«АиФ. Здоровье»: – Вот сейчас обнародована информация, что одни образовательные учреждения набрали детей с избытком, а в других, наоборот, – недобор. У меня сразу возникает вопрос, сколько же человек учится в рейтинговых школах, если, для того чтобы ученики могли видеть то, что написано на доске, в классе должно быть 24 ребенка? Набирают-то и по 34…

В.К.: – А за какими столами сидят учащиеся, особенно начиная с пятого класса, когда осуществляется переход на кабинетную систему! В одном и том же кабинете поочередно занимаются ученики с 5-го по 9-й класс. Санэпидслужба не в состоянии контролировать каждодневную жизнь образовательных учреждений. Школьные врачи могли бы это делать, но они в большом дефиците.

Хотя школа – как раз то место, где можно с успехом проводить профилактическую работу, прививать культуру здоровья. Но у нас до сих пор не принята концепция медицинского обеспечения школьников. К этому вопросу мы возвращаемся с 2007 года. Однако движения вперед не заметно.

«АиФ. Здоровье»: – Между тем во всех проектных документах значится, что школьное здравоохранение должно заниматься мониторированием факторов риска…

   
   

В.К.: – Но в ранг закона это пока не возведено, остается на уровне благих пожеланий. Хотя по сути уже с 10-летнего возраста в школе начинают формироваться группы риска по сердечно-сосудистой, нервной, гастроэнтерологической патологии и т. д. От класса к классу возрастает заболеваемость. Зачастую нагрузки на детей не соответствуют их возможностям. Но образовательные учреждения продолжают вовсю экспериментировать и с программами, и со средствами обучения.

Цена прогресса

«АиФ. Здоровье»: – Кстати, сейчас в ряде регионов страны идет широкомасштабный эксперимент с ридерами – электронными устройствами, заменяющими традиционный учебник. Но как это сказывается на здоровье? Было ли заключение ваших специалистов по этому поводу?

В.К.: – На момент принятия решения не было. Тем не менее технические средства настойчиво входят в школьную жизнь. И эта тенденция будет нарастать. Гаджеты интенсифицируют работу ребенка, но далеко не все приспособлены для школьника. Скажем, ноутбук не пригоден для ученика младших классов. А в стране многие начальные школы оснащают ими и очень этим гордятся. На наш взгляд, это неправильно: проводить широкомасштабный эксперимент, в который вовлечены тысячи детей, без должного научно-методического сопровождения нельзя.

Понятно, что запретить технические новшества невозможно. Можно только выработать рекомендации, требования, указания, как ими пользоваться без ущерба для детского здоровья. Но, к сожалению, государственной озабоченности в этом плане не наблюдается. Не случайно эксперимент идет, а нас там рядом нет.

«АиФ. Здоровье»: – Так ведь ридеры рекламируются как абсолютно безопасные для зрения, дескать, в них применена технология так называемой электронной бумаги, благодаря чему читать можно очень долго безо всякой нагрузки на глаза…

В.К.: – Первоначальные данные нашего исследования показывают, что ридеры все равно хуже обычной книги. Если к бумажным учебникам уже сложились определенные требования (как разместить текст, какой шрифт должен быть, какое расстояние между строками и т. д.), то в отношении ридеров их пока нет. Большинство из них не выдерживает нормативов и по минимально необходимой длине строки. Не говоря уже о том, что на ридерах малого формата читать школьный курс нельзя.

О хлебе насущном

«АиФ. Здоровье»: – Еще одной актуальной на сегодняшний день проблемой является питание детей в образовательных учреждениях. Сейчас завершается программа модернизации школьного питания. Как вы ее оцениваете?

В.К.: – Позитивно. Модернизировано очень большое количество пунктов школьного питания. При этом в регионах могли выбирать любую модель, которая им ближе, например, индустриальное питание или приготовление обедов в школе.

«АиФ. Здоровье»: – Тогда почему так много шума вокруг питания детей в образовательных учреждениях? Почему индустриальное питание вызвало серьезное противодействие в Москве?

В.К.: – Питание – основной фактор нормального роста и развития ребенка. Его, с одной стороны, недооценивают общественность и родители, а с другой – переоценивают. Думаю, что людям просто не объяснили суть индустриального питания. На этом фоне часть бывших работников питания, которая осталась не у дел, раздула проблему до огромных масштабов: «Как, наши дети будут есть где-то там произведенные котлеты! А у нас Мария Ивановна их утром готовит». При этом никого не интересует, что она закладывает в фарш, как готовит, ведь именно в таких учреждениях нередко бывают вспышки острых кишечных инфекций.

Индустриальное питание стопроцентно безопасно. Оно сбалансировано по количеству жиров, белков, углеводов. Я был на одном комбинате, поставляющем обеды школьникам Москвы, там все соответствует требованиям международного стандарта. Современные технологии позволяют обогащать выпечку, хлеб необходимыми нутриентами.

«АиФ. Здоровье»: – Так в чем же проблемы?

В.К.: – Сегодня проблема в том, что ребенок не приучен есть, например, паровые котлеты. Дома ему мама делает жареные, с корочкой (хотя жареное ребенку нельзя). Привыкнув к домашней еде, к иным способам приготовления блюд, он с небольшим желанием принимает все новое. А когда выясняется, что за питание еще надо платить, родители предпочитают вовсе не кормить ребенка в школе. Судя по опросам учащихся, даже в Москве 30–40% детей имеют горячее питание лишь один раз в день (а в отчетах иногда значится 90%), 30% школьников дома не завтракают. А ведь дети находятся в образовательных учреждениях по 8–10 часов.

Слагаемые здоровья

«АиФ. Здоровье»: – А какова ситуация с питанием сельских школьников?

В.К.: – Судя по официальной статистике, лучше, чем у городских, за счет приусадебных участков. Но думаю, что желаемое выдается за действительное, потому что состояние здоровья у них хуже, почти у 30% детей – дефицит массы тела.

Исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков свидетельствуют о неуклонном росте алиментарных нарушений у сельских и у городских школьников. В рационе большинства детей отмечается снижение потребления продуктов животного происхождения, овощей и фруктов при одновременном увеличении хлеба, круп, макаронных изделий.

«АиФ. Здоровье»: – Нетрудно догадаться, к чему это ведет…

В.К.: – Установлено, что нездоровое питание в младшем школьном возрасте оказывает негативное влияние на показатели психоэмоционального и вегетативного статуса. А в старшем подростковом возрасте приводит к развитию функциональной кардиопатии, замедленному половому созреванию, дефициту массы тела, артериальной гипертензии.

К сожалению, наши дети чрезвычайно мало потребляют овощей и фруктов, хотя в соответствии с рекомендациями ВОЗ должны потреблять не менее 400 грамм в день.

«АиФ. Здоровье»: – Что вы предлагаете?

В.К.: – Мы предлагаем принять специальную государственную программу обеспечения школьников свежими овощами и фруктами. Она уже разработана, обсуждена в профессиональном сообществе. Ее задача – обеспечить каждого ребенка в каждой школе 100 граммами свежих овощей и фруктов ежедневно в дополнение к основному рациону. На наш взгляд, это вполне по силам стране – дать каждому ученику, условно говоря, по яблоку. Стоимость его 10 рублей.

Правда, если умножить на численность школьников и на количество учебных дней в году, сумма получается немалая, но и не такая уж гигантская. При солидарном субсидировании со стороны субъекта РФ и со стороны Федерации ее вполне можно потянуть.