У меня есть подруга, с которой мы регулярно обсуждаем насущные «детские» вопросы: наши дочки – ровесницы. Так вот, когда бы я ни позвонила ей, ответ на вопрос «Что делаешь?» звучит примерно одинаково: «Оттираю с кухонной стены пюре из чернослива/протертое брокколи/свекольный суп». Поначалу я удивлялась: «Ребенок выплюнул обед?!» «Нет, - мрачно отвечала Ксюша, - я сама швырнула тарелку об стену. После того, как час с лишним уговаривала ее съесть хотя бы ложку!»
Думаю, многим знакома эта проблема – ребенок не ест! Варианты могут быть различные: он лениво прожевывает одну ложку, а для второй уже не открывает рот,; или набивает еду за щеки, как хомяк; или водит в тарелке ложкой, выписывая круги, и грустно резюмирует: «Что-то мне не хочется». Но легче от этого не становится!
В детской книжке-в-картинках, которую ежечасно «читает» моя годовалая дочь, есть отличное стихотворение Михалкова, иллюстрирующее проблемы:
Юля плохо кушает,
Никого не слушает.
Съешь яичко, Юлечка!
Не хочу, мамулечка!
Съешь с колбаской бутерброд!
Прикрывает Юля рот.
Просто-таки дидактический материал для всех родителей «плохоежек». Потому что дальше сюжет развивается не в юлину пользу: обеспокоенные родители вызывают врача, который констатирует, что «она, безусловно, не больна», и читает Юле лекцию о том, что все на свете должны есть (с примерами вроде кабана, крота и медведя). В итоге, едва за медиком закрывается дверь, Юля требует полноценного обеда. Красота, да и только!
Увы, в жизни так выходит не всегда. Чего только ни пробовала моя подруга Ксюша: она давала дочери баночные пюре, готовила сама, кормила маленькую разбойницу вкусностями с собственной тарелки, читала по сто раз в день процитированного выше Михалкова. Результат – максимум пара ложек.
– Если ребенок не ест, и это – не болезнь (т.е. не диагноз педиатра «снижение аппетита» с прописанным лечением), то родителям стоит проявить твердость, – рассказала мне психолог, кандидат медицинских наук Лидия Геворкян. – Во-первых, всех детей нужно кормить по распорядку дня, строго. Ребенку важно ощущать, что сегодня обед был, скажем, в 2 часа дня, вчера – тоже и завтра он будет в это же время. Детям до 5-6 лет необходима стабильность в рутинных ежедневных мероприятиях, только тогда они спокойны и уверены в себе. Во-вторых, будьте строже! Отводите на завтрак, обед и ужин по, предположим, 30 минут. За полчаса не съел (а то и не начал есть!) – тарелка убирается. И все – теперь до следующего приема пищи никакой еды. Исключите всяческие «перекусы», чаепития «с плюшками», «кусочничание». Если ребенок хочет пить, предложите ему воду или чай, а не сок или компот (они могут давать ложное чувство сытости). К концу 1-2 дня такой строгости ребенок начнет съедать порцию целиком, а то и просить добавку.
А вот детский психолог, педагог групп раннего развития Анастасия Рябова считает, что чаще всего «плохоежками» становятся те малыши, которым вводить прикорм начали слишком рано!
– У новорожденных детей есть естественный физиологический инстинкт выталкивания – все, что попадает к ним в рот (если это не сосок груди или соска, его имитирующая), выталкивается языком. Это продиктовано законом самосохранения: с помощью этого инстинкта ребенок не подавится инородным твердым предметом. Если вы начнете кормить ребенка твердой пищей (а к ней относятся пюре, творожок и т.д.), пока инстинкт полностью не угас, то постоянно будете «ломать» ребенка, действовать против физиологии. Как результат – отвращение к пище в дальнейшем.
Сложность в том, что упомянутый инстинкт угасает у всех детей в разное время.
– Каждый родитель, будучи очень внимательным, может сам заметить этот момент, – считает Анастасия. – Очень грубые ориентиры – ребенок умеет сам сидеть, у него «проклюнулся» хотя бы один зуб, он проявляет интерес к пище на маминой тарелке.
Если аппетита уже нет, а ребенку – год, два, а то и больше, то есть время введения прикорма уже позади, психолог советует «привлечь внимание ребенка к еде». Например, делать в тарелке из картофельного пюре фигурку Микки-мауса, салат раскладывать в форме цветочка, использовать для готовки макароны «алфавит» или «зоопарк».
Психологи подчеркивают, что важно заинтересовывать ребенка едой, а не отвлекать от нее телевизором или книжкой, «заговаривать» сказками или усыплять бдительность танцами с тарелками и половниками – лишь бы чадо забылось и проглотило еще ложечку. Это ведет к тому, что «сбивается» физиологическое ощущение сытости.
– Не сюсюкайтесь с ребенком и не умоляйте его съесть «хотя бы ложечку», будьте уверены в том, что кормите его вкусной и здоровой едой, а если он отказывается, это значит лишь то, что он не голоден в данный момент, – советуют специалисты.
Моя дочь, не страдающая отсутствием аппетита и поедающая картошку пюре за милую душу без всяких «микки-маусов», плохо ест лишь в одном случае – когда ее кормит бабушка. И виноват в этом вовсе не ребенок. Моя мама, все мое детство посвятившая битве за «еще одну ложечку», просто не может поверить, что кто-то маленький способен поесть сам и в тишине.
– Что у нас сегодня на обед? Брокколи с кроликом? Ох, бедная девочка, ну ты потерпи, ну съешь хотя бы половину, не очень вкусно, да, а что сделаешь! Ну давай за маму ложку съедим, а теперь за папу…. Ну вот, она опять не открывает рот! – в итоге ребенок остается голодным, но ненавидящим броколли, а бабушка – расстроенной и утвердившейся в свое мысли: «Все дети плохо едят».
А я тут же вспоминаю, как этими «ложку за маму, ложку за папу» меня изводили в детстве: вроде бы уже сыта, и есть совершенно не хочется – но кто же не съест ложку «за маму»? Кстати, оба психолога сказали, что такие спекуляции – верный путь к плохому аппетиту!
А как кормите своих детей вы? Поделитесь со всеми своими педагогическими хитростями!
Комментарий специалиста
Педиатр Ирина Чеснокова:
– Для того, чтобы вызвать аппетит, существуют медикаментозные средства, они доступны в аптеках. Я намеренно не называю их – применять лекарства без назначения врача нельзя! Так что если вашему ребенку такие препараты не назначены лечащим педиатром (показания для назначения, как правило, патологически низкий вес, истощение, обезвоживание, задержка развития и др.), значит, его аппетит в пределах нормы.
Как накормить? Договаривайтесь с ребенком. Каждый знает, что действует на его сына или дочь. Из своей практики могу сказать, что важно есть с ребенком за общим столом (завтракать или ужинать садиться всей семьей, не кормить малыша отдельно), ребенок должен видеть, как ЕДЯТ – с аппетитом, удовольствием, радостью – его родные, братья и сестры, друзья. Нужно давать ребенку «орудовать» ложкой или вилкой. И, конечно, есть одно и то же всем (если вы даете малышу цветную капусту, а сами перед его носом едите копченую индейку, согласитесь, это не честно!).
Смотрите также:
- Худшее - детям!? Как отучить ребёнка есть всякие гадости →
- Еда с сюрпризом. Как приучить ребёнка есть полезное? →
- Как накормить малоежку →