Тестирование детей на наркотики без согласия родителей: за и против

Депутатам Госдумы предстоит решить, придётся ли полицейским и сотрудникам школ ставить родителей в известность и получать их согласие при намерении отправить ребёнка на тестирование на наркотики.

   
   

Сегодня, согласно российскому законодательству, для медицинского освидетельствования на наркотики необходимо согласие родителя или опекуна. Предлагаемые изменения авторы объясняют тем, что получение письменного согласия занимает много времени. Новый же законопроект предполагает, что вместо получения разрешения от родителей их будут информировать постфактум. Однако если по результатам исследования ребёнка необходимо будет направить в наркодиспансер на лечение, то в этом случае мнение родителей будет учтено.

Также в документе сказано, что тестирование будет проводится только при наличии видимых признаков возможного наркотического опьянения, но не уточняется, каких именно.

Нарушает ли данный законопроект право родителей представлять интересы ребёнка или скорее защищает детей от тяжёлой зависимости, выявляя факт употребления наркотиков на ранних стадиях? В чём плюсы и минусы данной инициативы? Об этом АиФ.ru спросил экспертов.

Татьяна Клименко, главный научный сотрудник Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского, доктор медицинских наук, профессор, эксперт Лиги здоровья нации:

Одна из основных проблем лечения наркологических заболеваний заключается в том, что родители очень поздно узнают, что их дети употребляют наркотики. Вторая проблема в том, что у нас лица с наркологическими расстройствами очень часто не обращаются за медицинской помощью, поэтому огромное число этих людей, нуждающихся в лечении, помощи просто не получают. Новый законопроект предусматривает раннее выявление среди школьников и учащихся факты употребления наркотиков. Это поможет выявить факт наркопотребления ещё до сформированной наркомании, когда легче лечить и легче предотвратить развитие тяжёлой формы зависимости.

Родители часто опасаются последствий, которые могут случиться в связи с фактом выявленного употребления ребёнком наркотиков. Но тут важно отметить, что если исследование проводят врачи и тест показывает положительный на наркотики результат, то об этом не узнают ни школа, ни институт. Эта информация защищена врачебной тайной, 13 статьёй закона об охране здоровья граждан. То есть об этом никто, кроме врача, не узнает. Если ребёнку ещё нет 15 лет, то родителей поставят в известность, но если он старше 15 лет, то он сам даёт согласие на тестирование, о результатах которого родители не узнают и никто им специально о них не расскажет.

   
   

Юрий Сиволап, врач-нарколог, доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии и наркологии ММА им. И. М. Сеченова:

– К законопроекту как таковому я отношусь крайне негативно, потому что он ни к чему не приведёт. Дело в том, что даже добровольное тестирование не даёт результатов. Кроме того, тестирование такого рода оказалось высоко затратным мероприятием. В республике Татарстан в течение двух лет было потрачено несколько миллионов рублей с почти нулевым результатом. Во-вторых, это нарушает права детей, а в-третьих, подобного рода меры никогда не помогают. И нет международного опыта, который говорил бы об обратном.

Это не только бесполезно, но и вредно. Потому что если у ребёнка нашли следы какого-либо вещества, то это ещё не о чём не говорит. Во-первых, тест может дать ложноположительный результат, во-вторых, если ребёнок употребил наркотическое вещество, это не означает диагноза и не говорит о зависимости. Очень многие пробующие никогда не становятся наркоманами. Кроме того, это травмирует ребёнка, делает его изгоем, наверняка он будет подвергаться давлению в школе и наверняка у него далее будут проблемы в жизни, на нем будет чёрное пятно.

И ещё вопрос  что делать дальше? Допустим, выявили факт употребления вещества, но программ профилактики и лечения пока никаких не предложено. А вот в том, что у ребёнка будет опорочена репутация, пользы ни для самого ребёнка, ни для его семьи не будет никакой.

Алла Астахова, автор блога о здравоохранении:

– Я так понимаю, что авторы этого законопроекта думали, что с его помощью можно будет выявить детей, употребляющих наркотики, лечить этих детей, и при этом их не будут ругать родители, то есть в тайне, но бороться с этой проблемой. Но в реальности так не будет. У меня ребёнок не так давно ещё был школьником, и в таком возрасте дети ещё не могут принимать решения самостоятельно, не могут противостоять взрослым, например классному руководителю или директору школы, не могут защитить свои права. Поэтому родитель и является законным представителем ребёнка, защитником его интересов. Я, доверяя своему ребёнку и зная его, скорее всего бы отказалась дать согласие на проведение теста на наркотики. Потому что я знаю, что любой анализ может быть ошибочным, и я бы не хотела поставить своего ребёнка в такую ситуацию, когда из-за ошибки его бы начали водить по врачам, лечебным учреждениям и другим инстанциям. Поэтому лишать родителей права решать такой вопрос нельзя, родитель должен быть представителем ребёнка в любых обстоятельствах. Тем более в школьных реалиях это, скорее всего, выльется в преследования, наказания и так далее.

Сложно представить себе родителей, которые подозревают ребёнка в употреблении наркотиков, но ничего не делают, потому что боятся огласки. Потому что родители современных детей очень боятся наркотиков, мы все понимаем уже, насколько они опасны и к чему приводят. Для любого родителя ребёнок-наркоман  это страшный сон.

Кроме того, сегодня в обществе крайне низкий уровень доверия к любым органам. И родители опасаются, что органы будут заинтересованы не в том, чтобы вылечить конкретного ребёнка, а в том, чтобы наставить галочек, выполнить план и пустить дело по другим инстанциям. То есть всё обернётся чисто формальной стороной.

Главное же — не показывать пальцем на выявленных наркоманов, не судить их, а лечить, помогать. При этом я часто сталкиваюсь с родителями, которые обнаружили, что ребёнок употребляет наркотики, начинают заниматься этой проблемой и обнаруживают, что нормальное лечение недоступно, что их не устраивает бесплатное лечение, потому что это всё сложно. И большинство родителей идёт на многое, чтобы вылечить ребенка.