До третьего февраля нынешнего года многие были уверены, что такое бывает только в кино. Однако это произошло в реальности: десятиклассник из столичной школы, парень из вполне благополучной семьи, не хулиган и не двоечник, явился в школу с оружием.
Взял в заложники одноклассников, убил учителя и полицейского. Откуда в нем такая агрессия?
Виртуальная жизнь
Ответ конкретно в этом случае, возможно, даст назначенная подростку психолого-психиатрическая экспертиза. А мы пока поговорим об общей тенденции. Она, по мнению психиатров, тревожная.
У современных детей не сформировано представление о ценности жизни. С этим понятием не рождаются, оно появляется по мере взросления, но, к сожалению, мы видим все больше незрелых личностей 15–16 лет, у них нет даже элементарных понятий о морально-правовых нормах. Как нет и понимания, что жизнь – одна-единственная, а смерть – непоправима.
Причин такого пренебрежительного отношения к жизни несколько. Это и огромное количество жестоких сцен в фильмах, которые смотрят подростки. Это, безусловно, и компьютерные «стрелялки», в которых представление о ценности жизни полностью нивелируется. Для большинства подростков, сидящих за монитором, смерть – это лишь пауза в компьютерной игре. Достаточно нажать соответствующую кнопочку – ты «ожил» и снова бежишь и стреляешь.
Но валить все на компьютерные игры было бы неправильно. Личностная незрелость подразумевает еще и неумение общаться, адекватно выражать свои эмоции, решать проблемы, в том числе и конфликты. Этому, прежде всего, учатся в семье, но современные родители по большей части заняты – работой, своими проблемами. Часто навык эмоционального общения отсутствует в деспотичных, авторитарных семьях.
В тихом омуте
Действительно, подростки, которые выражают свою агрессию явно, вряд ли принесут оружие в школу. Да, они могут драться, подчас очень жестоко, но их агрессия открытая и конкретная.
Дети эмоционально закрытые живут в собственном мире, и этот мир может кардинально отличаться от реального. Такие дети могут подолгу пережевывать обиды, проигрывать в мыслях, как бы они отомстили обидчикам, как бы их наказали.
В итоге получается принцип парового котла: недовольство, обиды накапливаются, кипят глубоко внутри, до поры до времени не прорываясь наружу. Но однажды крышку срывает. В таком состоянии аффекта человек не осознает, что делает.
Что дальше?
В ситуации «школьного стрелка» есть момент, о котором почти не говорят. Подросток ведь не только лишил жизни двух людей. Он фактически разрушил жизнь и своим близким, и себе. И здесь, в отличие от игры, нет волшебной кнопочки, позволяющей вернуться на прежний уровень и пройти его снова.
По мнению психиатров, убийство – это не только нарушение всех моральных и правовых норм. Это является патологией и с медицинской точки зрения, а потому человек, убивший другого, уже никогда не станет прежним.
Более того, ему просто необходима помощь и психологов, и психиатров.
Ведь от того, что он спустил курок, он не научился цивилизованно разрешать проблемы и выражать эмоции. Он все так же копит в себе негатив, и нет никакой гарантии, что однажды отрицательные эмоции не «рванут» снова.
Смотрите также:
- Школьная «дедовщина». Психолог о том, как избежать травли сверстниками →
- «Группы смерти» как лакмус. Как родители сами толкают детей в Сеть →
- Не герои, а убийцы. Почему люди романтизируют образ преступников →