Измены, кризис и алкоголь заставляют москвичей идти к психологам

   
   

Как все начиналось…

Когда в конце 2002 года случилась трагедия на Дубровке, необходимо было помочь людям, чьи близкие стали заложниками террористов. Тогда психологическая помощь была организована экстренно, специалистов собрали со всего города, но это страшное событие показало: необходимо создать единую службу, которая бы бесплатно работала с любым москвичом – и в чрезвычайных ситуациях, и в обычной жизни.

И вот в 2003 году постановлением правительства Москвы была организована Московская служба психологической помощи населению. Теперь это большая разветвленная структура, есть филиалы во всех территориальных округах Москвы. Консультацию можно получить и по Интернету, в экстренных случаях – круглосуточно по телефону. Прием ведут опытные психологи, 22 из них – кандидаты и доктора наук.

За 6 лет работы в Службу обратились 300 тысяч москвичей. 75% клиентов – женщины (это типично и для зарубежных психологических служб). Они ведь обычно беспокоятся не только за себя, а за мужа, детей, родителей… Мужчины, как правило, обращаются молодые и, к сожалению, уже в остром состоянии – они «терпят до последнего», доводят себя до состояния душевного кризиса.

15% случаев – это звонки или визиты пожилых людей. Особенно часто они обращаются в праздники, когда чувствуют себя одинокими, – некому поздравить или дети забыли… Нередко родители приводят на консультацию подростков. К сожалению, сейчас сильно помолодели суицидальные попытки.

Примерно в 12–15% от всех случаев обращения специалист во время приема видит, что у клиента не просто личностные проблемы, а психическое заболевание или так называемое пограничное состояние, и требуется медикаментозное лечение. Тогда его направляют на консультацию к психотерапевту, а затем рекомендуют обратиться в соответствующее медицинское учреждение.

Результаты есть!

Около трети от всего количества клиентов приходят на прием только один раз. И за 1,5–2 часа консультации формулируют вместе со специалистом свою проблему, а нередко и нащупывают пути выхода из ситуации, принимают решение. 70% приходят на повторные приемы, им необходима более длительная поддержка.

Конечно, оценить эффективность работы психологов непросто, не всегда есть обратная связь. Но через год-полтора после того, как человек обращался в Службу, ему звонит администратор и расспрашивает, как идут дела, решились ли проблемы. Результаты обнадеживающие: 71% клиентов отвечают, что у них все пошло на лад, что они значительно улучшили свое душевное состояние благодаря советам психолога.

   
   

 Очень важное направление деятельности – работа в чрезвычайных ситуациях. Когда после пожара в пермском клубе «Хромая лошадь» в московские клиники привезли пострадавших, с ними в столицу приехали и их родственники. С родными непрерывно работали психологи и психотерапевты. «Поддержать родных и близких было необходимо, но это не всегда просто… Люди иногда отказываются от помощи: одни не доверяют чужому человеку и потому проявляют агрессию или замыкаются в себе. У других начинается истерика, они не могут сразу совладать с собой. Задача психолога – найти способ помочь человеку пережить стресс, горе, вернуть душевное равновесие, придать сил для заботы о близких. Помочь ненавязчиво, соблюдая границы, понимая возрастные, национальные, индивидуальные особенности каждого», – рассказывает директор ГУ «Московская служба психологической помощи населению» кандидат психологических наук Антонина Ляшенко.

Уже 39 раз выезжали специалисты Службы на ЧП и крупные, с большим количеством жертв, и небольшие, о которых город не знает, но помощь людям там все равно нужна.

Психика и техника

Разговор с грамотным психологом, безусловно, эффективный инструмент для восстановления душевного равновесия. Но бывают ситуации, когда этого недостаточно. Состояние человека может быть очень тяжелым, острым – например, после потери близких, или, наоборот, возникает затянувшаяся депрессия на фоне длительного негативного воздействия (при проблемах в семейной жизни). С таким клиентом очень сложно, а то и бесполезно работать – невозможно достучаться до него. Тогда его направляют на психологическую реабилитацию.

– В нашем подразделении – все специалисты с двумя образованиями: медицинским и психологическим, – рассказывает руководитель отдела реабилитации Ирина Аксенова. – Сначала мы проводим экспресс-диагностику психофизиологического состояния человека, а затем стараемся нормализовать его. Все аппаратные методы (цветотерапия, музыкотерапия, ароматерапия, вибровоздействие, воздействие светом и звуком с применением биологической обратной связи) направлены на саморегуляцию организма, на то, чтобы мобилизовать его внутренние силы, справиться с нарушениями сна, пищевого поведения, депрессией. Программу подбирают индивидуально – всего их около тридцати.

В кабинетах реабилитации помогают и москвичам, пришедшим со своими проблемами, и специалистам, работающим с людьми, – сотрудникам МЧС, врачам, психологам, в том числе и сотрудникам самой Службы. Ведь их деятельность, требующая большой самоотдачи, нередко приводит к так называемому «синдрому профессионального выгорания», для профилактики и лечения которого используют и аппаратные методики.

Человек с фонариком

– Какие же вопросы больше всего волнуют сегодня москвичей, пришедших за помощью? – спрашиваю у специалистов Службы. – Наверное, большинство озабочено сейчас последствиями экономического кризиса?

Оказывается, я не угадала.

– Всех, кто приходит к нам, мы спрашиваем, повлиял ли кризис на их жизнь. И многие отвечают, что он их затронул. Но проблемы, с которыми они обращаются, по-прежнему в большинстве своем личные и семейные, – объясняет психолог Елена Графская.

Вот типичная ситуация: маме 45–48 лет, ее ребенку около 16. Каждый из них попал в свой «жизненный кризис» – сыну или дочке хочется свободы, независимости, а у матери как раз в этом возрасте обостряются личные проблемы – нет мужа или испортились с ним отношения, вот она и компенсирует это контролем над ребенком, начинает цепляться за него, вплоть до того, что проверяет уроки, контролирует мобильный телефон… При этом не хочет себе признаваться в своих трудностях, отчаянно сопротивляется попыткам обратить ее внимание на себя саму, построить свою жизнь.

Еще характерный случай – обращаются женщины после 40, от которых ушел муж к молодой «разлучнице». Им кажется, что весь мир рушится. Причем этих клиенток волнует только вопрос «Как мне себя вести, чтобы он вернулся?». А психологу важно вовсе не «возвращение блудного мужа», а то, чтобы женщина нашла в себе ресурс жить дальше. Ведь люди часто отрицают реальность, пытаются жить в выдуманном мире.

Приходят женщины, у мужей которых проблемы со спиртным. Их приглашают прийти вместе с супругом (как и всегда, когда дело касается «второй половины»), но мужья не часто соглашаются. Если супруг все-таки готов к разговору, на консультации желательно присутствие второго психолога – мужчины, чтобы у супруга не было впечатления, что он здесь «один против двух женщин».

– Визит к психологу очень важен для коррекции психоэмоционального состояния клиента, – считает Елена Юрьевна. – Важно, что человек не остался наедине со своей бедой, решился прийти к специалисту и рассказать о ней. Получил поддержку, понимание, объяснение по каким-то вопросам. Задача психолога – пережить вместе с ним этот сложный период, поддержать, выслушать. Но не лезть туда «с ногами», активно наводя порядок по своему усмотрению, а словно посветить фонариком, позволить увидеть и взять необходимое для дальнейшей жизни, помочь задействовать потенциал, который позволит разрешить проблему или изменить отношение к происходящему.

Наша справка

Горячая линия Московской службы психологической помощи населению работает круглосуточно. Звоните – 051. Записаться на бесплатный прием к специалистам можно по телефонам:

Центральная служба – (499)–173–09–09

САО – (495)–454–44–08

ЮЗАО – (499)–743–51–90

ЮАО – (499)–794–20–09

ЗАО – (499)–726–53–96

СЗАО – (495)–944–45–04

ВАО – (495)–309–51–28

ЮВАО – (499)–722–07–30

СВАО – (499)–184–43–44

Зеленоград – (499)–735–22–24

Смотрите также: