Образовательная программа «Разговор о правильном питании»

   
   

«Разговор о правильном питании» — уникальная общенациональная образовательная программа для детей, основная цель которой — формирование у детей культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

  • Программа работает в школах и детских садах России с 1999 года.
  • В настоящее время в программе ежегодно принимает участие более 1,1 млн школьников из 52 регионов России.
  • Всего за годы реализации программы в ней приняло участие 6,5 млн детей и подростков.
  • Все учебно-методические материалы распространяются бесплатно.
  • За время реализации программы компания «Нестле» инвестировала более 380 млн. рублей в ее развитие.

Разработка программы была осуществлена в Институте возрастной физиологии Российской академии образования — ведущем российском научном учреждении, занимающемся вопросами развития детского организма, сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Руководитель авторского коллектива — директор Института, академик Российской академии образования М.М. Безруких.

Участниками программы являются школы и дошкольные учреждения 52 регионов России. Реализация «Разговора о правильном питании» осуществляется в тесном сотрудничестве как с региональными управлениями образования, так и с Министерством образования и науки РФ. Постоянную научно-методическую поддержку программе оказывает Институт возрастной физиологии РАО. С 2012 года программу также поддерживает представительство Международной ассоциации легкоатлетических федераций (ИИАФ), способствуя продвижению идей здорового образа жизни и питания.

В рамках программы подготовлено 3 учебно-методических комплекта, включающих рабочие тетради для детей различного возраста, методические пособия для педагогов, плакаты и брошюры для родителей:

  • «Разговор о правильном питании» - для детей 6-8 лет,
  • «Две недели в лагере здоровья» - для детей 9-11 лет,
  • «Формула правильного питания» - для подростков 12-14 лет.

С 2013 года третья часть программы «Разговор о правильном питании» дополнена интерактивным мультимедийным пособием.

Обучение по программе строится в игровой, занимательной для детей форме, позволяющей им легко осваивать правила здорового образа жизни. Содержание программы охватывает самые разные аспекты, связанные с правильным питанием: дети не только узнают об основных правилах составления рациона и режима питания, но и знакомятся с кулинарными традициями и обычаями народов своей страны и других стран, осваивают азы кулинарного мастерства, учатся красиво сервировать стол и т.д.

   
   

Среди участников программы – не только учащиеся общеобразовательных школ, но и воспитанники детских домов, школ-интернатов и т.д. Обучение по программе имеет для них особое значение, так как позволяет получить важные практические навыки, способствует их более эффективной социальной адаптации.

Для «Разговора о правильном питании» школьные педагоги используют классные часы, факультативы, классные праздники, а также интегрируют материал в содержание базовых учебных предметов.

Самое активное участие в программе принимают родители школьников. Как показали исследования, проведенные в рамках проекта, более 70% пап и мам отметили, что знакомство с «Разговором о правильном питании» значительно расширило их знания, связанные со здоровым образом жизни. Во многих школах появились родительские клубы и лектории, где рассматриваются вопросы, связанные с правильным питанием. В рамках проекта регулярно проходят три конкурса – конкурс методик для педагогов, конкурс детских творческих работ и конкурс семейных фотографий. Победители конкурсов из регионов приглашаются в Москву для участия в ежегодной конференции «Воспитываем здоровое поколение». С 2013 года также проводится Интернет-конкурс для детей, изучающих программу «Город здоровья».

За 16 лет работы программы мы гордимся ее результатами. По данным последнего мониторинга эффективности программы почти 90%  родителей отметили, что изучение программы помогло им в организации питания детей; 87% сообщили о положительных изменениях в  поведении  детей, связанном с питанием; более 94% родителей хотели бы, чтобы их дети продолжили изучение программы; более 96% детей  отметили, что им понравилась программа. В школах, где программа реализуется на протяжении нескольких лет, улучшается организация школьного питания – увеличивается число школьников, завтракающих и обедающих в столовой (а не перекусывающих «всухомятку» на перемене), более разнообразным и полезным становится ассортимент школьного буфета.

Учитывая огромный вклад программы в формирование культуры здоровья детей, Министерство образования и науки РФ рекомендовало ее для широкого внедрения в практику деятельности образовательных учреждений.

Смотрите также: