«Ястребы» рвутся в бой. «Партия войны» в Киеве не рада перемирию

Армейские блокпосты напоминают о том, что до прочного мира ещё далеко. © / Reuters

На самом деле обстановка далека от спокойной. Донбасс обстреливают постоянно. Например, в ночь с 18 на 19 сентября из гранатомётов обстреляли село Марковка (райцентр Луганской обл.), по Макеевке била артиллерия - 2 человека погибли. При этом ситуация в ряде населённых пунктов по-прежнему на грани гуманитарной катастрофы. Луганск, например, больше месяца выживает без газа, воды и электричества. На пару дней вроде бы возобновили энергоснабжение части города, и тут же «совершенно случайно» снаряд попал в подстанцию вблизи пригорода с выразительным названием Счастье, занятого украинской армией. Город опять без света.

   
   

Луганчанка Ольга просит не называть своей фамилии. Недавно она переехала в Киев - сама уезжать не хотела, но дочь буквально заставила её это сделать. «В ЖЭКах, медпунктах, детсадиках установили генераторы, мы ходили туда заряжать телефоны, - рассказывает Ольга. - Но мобильной связи всё равно почти нет. Еду готовим во дворе на кострах. С водой большие проблемы - её привозят на грузовиках, в очереди можно простоять весь день. Жители собирают дождевую воду.

Но знаете, что важно? Люди не опускаются, не превращаются в животных, наоборот - все стараются помочь друг другу, выручить. Делятся информацией, кормят стариков, оставшихся в квартирах, - многие из них сами не могут о себе позаботиться. Улицы в городе все чистые, выметенные, луганчане сами их убирают. Я поразилась, насколько грязный Киев в сравнении с нашим городом».

Впрочем, дело не только в грязи. До такого взаимопонимания, как в Луганске, Киеву далеко. Как и сама власть, украинское общество разделилось на сторонников мира и апологетов войны. Последние - в ярости.

«За что мы кровь проливали?»

«Негодование вызывает как суть закона об особом статусе Донбасса (фактически это капитуляция перед ополченцами), так и форма его принятия», - говорит политолог Владимир Цибулько. 16 сентября Верховную раду чуть ли не силой заставили принять этот президентский закон (подробно о нём «АиФ» писал в № 38). Депутаты голосовали тайно, данные о результатах засекретили - многие вообще сомневаются, набрал ли документ нужное число голосов. Кстати, в воскресенье спикер ВР А. Турчинов заявил, что скандальный закон он пока не подписал. И вообще, мол, если перемирие не будет соблюдаться, закон придётся отменить.

«Добровольческие батальоны и Нацгвардия, которая в первую очередь комплектовалась из числа участников майдана, кипят возмущением: за то ли кровь на Донбассе проливали?» - продолжает В. Цибулько. «Патриоты» оживились, когда Пётр Порошенко отправился за океан - рассказывать политикам США и Канады о том, как он хочет мира. Именно в это время бои на Донбассе усилились - в Киеве на хозяйстве остались «ястребы». У них своё понимание Минских соглашений от 5 сентября и особого статуса Донбасса. Например, принятые Радой законы предполагают, что Киев будет выделять деньги на восстановление разрушенной инфраструктуры края. Но премьер Арсений Яценюк считает иначе: «Мы будем финансировать восстановление из госбюджета только тогда, когда на этой территории восстановится украинская власть и предприятия начнут работать».

Кроме Яценюка, в «партии войны» состоят спикер ВР А. Турчинов и министр МВД А. Аваков. Последний, например, давно спелся с олигархами, с тем же днепропетровским губернатором И. Коломойским, который не жалеет денег на войну. А в кругу этих олигархов, похоже, было решено так: раз контролировать промышленность Донбасса они не смогут, значит, она должна быть уничтожена.

   
   

«Батальоны считают, что их предала армия, поэтому между ними растут противоречия, - говорит Александр Горянчик, эксперт Центра независимых экономических исследований. - Несколько раз эти противоречия уже выливались в открытые столкновения между регулярной армией и добровольцами - как, например, в конце августа, когда армей­ские застрелили замкомбата «Донбасса». И сейчас армия молчит, а батальоны продолжают войну. Страдают промышленность, угольные шахты. Например, только с 5 по 10 сентября разрушили или затопили «Моспинскую», «Октябрьскую», «Трудовскую».

Сам Порошенко, похоже, тоже уже не рад, что пошёл на мирные переговоры с ДНР и ЛНР. Мало того что падает его рейтинг, так ещё и западные союзники обещают одну лишь «моральную поддержку».
18-19 сентября президент Украины упрашивал Конгресс США предоставить его стране особый статус союзника, который упрощает получение новейшего вооружения. Но Обама ему фактически отказал.  

Зыбкий мир

Как следствие - поездка в США может не только не повысить, но даже окончательно обрушить рейтинг Порошенко. Тогда как позиции «ястребов» пока усиливаются. Нельзя исключать, что они предпримут попытку «сковырнуть» президента. Или вынудят его перестать мириться с Донбассом. Пока политологи больше склоняются ко второму варианту. «15-20% - такова вероятность сохранения перемирия, - считает Владимир Фесенко, руководитель Центра политических исследований «Пента». - Сорваться оно может на любой стадии, ведь принятый закон не даёт никаких гарантий, это вообще скорее декларация о намерениях. Хотя небольшой шанс на мир всё же есть».