Важность и особенность Великой субботы в том, что, как отмечается в церковной литературе, с одной стороны это день, когда Иисус Христос лежал во гробе, с другой - это то время, когда совершается победа Господа над смертью и адом. Одним словом, смерть и воскресение в Великую субботу всегда вспоминаются вместе.
Читайте также: | |
---|---|
Что мы знаем о смерти Иисуса Христа? |
Краткая хроника событий, произошедших после пятницы, когда Христос принял крестную смерть, согласно Писанию, такова. По римскому обычаю, тела тех, кто был распят, традиционно оставались на крестах с тем, чтобы в итоге стать добычей птиц, но при этом можно было попробовать получить разрешение начальства, чтобы похоронить их.
За таким разрешением к Пилату пришел один из членов синедриона, Иосиф из Аримафеи, тайный ученик Христа: он приобрел плащаницу (специальное дорогостоящее полотно) и попросил у Пилата выдать ему тело Христа.
Разрешение было получено, тело завернули в плащаницу – и поместили в пещере в саду Иосифа, находившемся недалеко от Голгофы.
Такова библейская история погребения тела Христа. Что касается сошествия Иисуса во ад, нужно отметить, что этот сюжет не описан ни в одном из четырех Евангелий. Сошествие во ад упоминается в апостольских посланиях (Еф. 4, 8-7; 1 Петр. 3, 19-20), но достаточно кратко.
Наиболее полно сошествие Христа во ад описано в апокрифическом «Евангелии от Никодима», написанном в 3 веке. В главе «О воскресении Христове и о сошествии его во ад» говорится: «Исус Христос сниде во ад, диявола гоня». Дьявол оказывается побежденным, и Христос «связа его узами железными и нерешимыми, и посла его во огонь неугасимый и червь неусыпающий». Кроме того, этот сюжет отражен и в иконографии – он служит каноническим иконописным сюжетом: под ногами у Христа разломанные и сорванные створки адовых врат, а из черной бездны, из самого ада Господь выводит праведников за руки.
Особенности богослужений
Согласно традиции исчисления церковных суток, день Великой субботы в православии начинается с вечера пятницы, когда служится утреня.
Это богослужение проходит следующим образом. На специальном возвышении посреди храма находится украшенная цветами плащаница – икона Христа, лежащего во гробе. Песнопения утреннего канона славят Господа, смертью победившего смерть.
После песнопений совершается Крестный ход, в рамках которого с пением «Святый Боже…» плащаница обносится вокруг храма. Народ с зажженными свечами следует в торжественной процессии под погребальный звон колоколов.
Уже в субботу утром совершается следующее очень важное богослужение. Это вечерня с литургией Василия Великого, которая считается одной из самых красивых служб церковного года. Часть Литургии совершается в центре храма перед плащаницей.
Именно во время этого богослужения происходит торжественный и ожидаемый прихожанами момент: примерно в середине службы священнослужители меняют на себе темные одежды на светлые облачения. Момент, когда священник в белых одеждах читает Евангелие о воскресении Христовом, является важнейшим моментом службы. Еще один прекрасный штрих: по традиции, женщины, молящиеся за Литургией, в этот момент также меняют темные платки на головах - на светлые. Таким образом, в одно мгновение преображается весь храм.
После окончания субботнего богослужения в храмах до вечера совершается освящение куличей и пасх.Кроме того, у православных существует традиция в течение субботнего дня совершать своего рода прогулку по храмам города - с тем, чтобы в каждом из них приложиться к плащанице (которая будет выставлена в храмах до вечера). Такая благочестивая привычка, уточняют священнослужители, помогает в этот важный день внутренне не рассеиваться, сосредоточившись на главном. Что это за чувство, на котором нужно сосредоточиться? Дело в том, что в день Великой субботы верующие как бы сами находятся у гроба Господня и ощущают острое мгновение Богооставленности, которое сразу же «опровергается» предпасхальной радостью: ад повержен, Господь восторжествовал.
Благодатный огонь
В Великую Субботу происходит одно из главных чудес православной церкви: схождение Благодатного огня. Это чудо происходит каждый год накануне православной Пасхи в храме Воскресения в Иерусалиме, который был построен на месте горы Голгофы, месте погребения Христа, и сада, где Его, воскресшего, встретила Мария Магдалина.
В субботу примерно в полдень в храм Воскресения входит крестный ход во главе с патриархом Иерусалимским и три раза обходит вокруг часовни, возведенной над Гробом Господним. Процессия останавливается перед ее вратами. В это время в храме находится множество людей, все огни потушены. Часовню и даже самого патриарха, снявшего облачения, обыскивают полицейские – они удостоверяются, что нет ничего, чем можно было бы тайком разжечь огонь.
Затем патриарх входит в часовню и становится на колени перед Гробом Господним, моля Бога о ниспослании Святого огня. Бывает, что патриарх может молиться часами, однако каждый год в ответ на его молитвы на мраморной плите Гроба Господня появляются шарики огня. От этого огня патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем передаются народу. Собравшиеся люди с ликованием и радостью передают Благодатный огонь друг другу.
Что происходит поздним вечером субботы
Уже в двенадцатом часу ночи в православных храмах совершается так называемая Полунощница, служба, на которой поется канон Великой субботы. В конце священники переносят с середины храма в алтарь плащаницу. Там она остается до праздника Вознесения Господня (13 июня в 2013 году) – в память о сорока днях пребывания Христа на земле после Его Воскресения.
Сразу после Полунощницы начинается Пасхальный Крестный ход и Пасхальная заутреня, в ходе которой впервые звучит возглас «Христос Воскресе!»
Наступает Пасха.
Использованы материалы сайтов Pravoslavie.ru, Patriarchia.ru,Pravmir.ru.
Читайте также:
Юрий Белановский: Кто мы в событиях Страстной седмицы? >>
Великий пост: когда он самый строгий? >>