Арест белорусскими правоохранительными органами главы крупнейшего производителя удобрений «Уралкалия»ВладиславаБаумгертнера для российских властей и экспертов оказался неожиданным — бизнесмен приехал в Минск на встречу с премьером Михаилом Мясниковичем, а на следующий день был задержан по подозрению в злоупотреблении служебными полномочиями, за что ему грозит лишение свободы на срок от 3 до 10 лет, а также конфискация имущества.
Читайте также | |
---|---|
Помимо Баумгертнера, уголовные дела были возбуждены в отношении топ-менеджмента «Уралкалия» и по совместительству БКК (Беларусской калийной компании) — члена наблюдательного совета БКК Олега Петрова, замдиректора по финансам БКК Игоря Евстратова, первого замдиректора Константина Солодовникова, начальника фрахтового отдела Дмитрия Самойлова. Если Баумгертнера задержали, то его коллег по БКК и «Уралкалию» белорусские правоохранительные органы объявили в розыск, в том числе и по линии Интерпола.
Кстати, следственные органы Белоруссии начали проверку относительно причастности к нарушению законодательства одного из основных акционеров ОАО «Уралкалий», российского миллиардера Сулеймана Керимова.
Политический подтекст?
Владимир Шушкин, АиФ.ru: Елена, можно ли считать, что ситуация с задержанием главы Уралкалия уже вышла на международный уровень и больше не является спором двух компаний?
Елена Сахнова: Если раньше, когда «Уралкалий» объявил о разрыве (с белорусскими партнёрами — ред.), это были отношения между двумя сторонами, то сейчас однозначно это вышло на политический уровень, и сейчас руководство России как-то будет реагировать. Мы видели весьма обтекаемые комментарии, видимо, ещё формируется позиция, но мне кажется, что Баумгертнера нужно возвращать в страну, а потом уже разбираться.
В. Ш., АиФ.ru: Вы считаете, что будут политические инструменты для этого использоваться?
Е. С.: На мой взгляд, это правильная позиция любой страны. Вернуть гражданина в страну, а дальше разбираться во всех обстоятельствах произошедшего. Я думаю, что это будет сейчас решаться на политическом уровне. На самом деле я думаю, что потребуется какая-то встреча на высшем уровне или переговоры на высшем уровне, я думаю, стороны пойдут на какой-то компромисс, думаю, что усложнение отношений не нужно ни России, ни Белоруссии.
Если белорусская сторона не будет идти на компромисс и (предположим) откажется освобождать Баумгертнера под обещание России провести своё внутреннее расследование и разобраться в ситуации, то я думаю, что это может привести к осложнениям.
В. Ш., АиФ.ru: Как ситуация уже сказалась на акциях «Уралкалия»?
Е. С.: Реакция на рынке пока сдержанная. Но акции других производителей калия стали расти, и мне кажется, что основная причина, по которой их акции растут, в том, что сейчас ни «Беларуськалий», ни «Уралкалий» не могут заключать крупных контрактов, потому что у «Уралкалия» арестован глава, плюс в розыске Интерпола находятся четыре крупнейших фигуры, по крайней мере, Петров, который является ключевым при заключении контрактов. Естественно, я думаю и надеюсь, что Россия его (Петрова — ред.) не выдаст, но он и выехать никуда не может, чтобы провести переговоры. То есть фактически сейчас два крупных производителя калия ничего не могут сделать по продажам. Поэтому сейчас другие производители калия могут получить от этого выгоду, заключить контракты.
Медленное сползание (стоимости акций — ред.) будет продолжаться, мы уже видели, что много инвесторов выходило, сползание будет продолжаться.
В. Ш., АиФ.ru: Белорусская сторона тоже несёт убытки?
Е. С.: На «Беларуськалии» это сказывается ещё серьёзнее. Если у «Уралкалия» Петров, ключевая фигура, не может выехать, но есть трейдеры в разных странах, которые хотя бы маленькие контракты могут заключать, то Белоруссия фактически в такой ситуации, когда они не могут заключать контрактов крупных. Страна пытается, но они немного в другую ситуацию поставлены. У них нет ни профессиональных менеджеров по продажам, ни каналов сбыта. Потребуется от трёх до шести месяцев, чтобы это всё наладить. Правильно совершенно страна действует, пытается заключить контракты с существующими трейдерами, чтобы трейдеры продавали их объёмы, пока они сами не могут. Но пока ни один заказчик такую цену не возьмёт, потому что пока у тебя непонятная ситуация, ты думаешь: «Ок, сейчас Белоруссия предлагает $300 за тонну, а потом они будут предлагать $270, а завтра $250, так я лучше подожду, пока они совсем до дна опустятся». Соответственно, заказчики заняли выжидательную позицию, и это крайне негативная для «Беларуськалия» ситуация.
В. Ш., АиФ.ru: То есть существует два варианта — отпускают, и всё начинает налаживаться, либо ситуация сползает, и тогда несут убытки все? Есть ли иной вариант?
Е. С.: Предположим, что они отпускают Баумгертнера, и каждый из них может торговать. Но от этого заказчики не станут мгновенно закупать. Будет какой-то период, когда будут выжидательную позицию занимать. Но по крайне мере все будут пытаться торговать. А если это тупик, если сейчас они держат (Баумгертнера — ред.) и не разрешают представителям «Уралкалия» выехать, то у «Уралкалия» руки связаны, но и сами белорусы от этого страдают, потому что сам заказчик ждёт, чем разрешится их конфликт.
В. Ш., АиФ.ru: В чём тогда логика Белоруссии, если при любом развитии событий она страдает?
Е. С.: Когда «Уралкалий» вышел из состава БКК (а так сложилось традиционно, что именно ребята «Уралкалия» отвечали за сбыт, за продажи), получилось, что Белоруссия осталась безо всего. Возможно, сейчас они пытаются обвинить «Уралкалий» в том, что они переписали часть контрактов. Плюс вот этот крупнейший контракт с Китаем, он же был аукционным контрактом. Возможно, они пытаются сказать «верните нам часть аукционного контракта». Сейчас, я думаю, они хотят получить хотя бы часть контрактов назад. Потому что им сейчас совсем тяжело, и им нужно хоть как-то продавать калий.
Кто вступился за Баумгертнера?
Сложившаяся ситуация вызвала негативную реакцию у представителей российской власти. Так, вице-премьер Игорь Шувалов назвал недопустимыми действия белорусской стороны. «Мы считаем, что это очень странная ситуация, имея в виду характер наших взаимоотношений», — заявил он, добавив, что «это, конечно, очень странно, неадекватно и не по-партнёрски».
На защиту Баумгертнера встали и другие чиновники — по мнению губернатора Прикамья Виктора Басаргина, ситуация «отдаёт Средневековьем», а председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов считает, что задержание главы «Уралкалия» — не что иное, как нарушение элементарных правил приличия. С оперативным заявлением выступило и Министерство иностранных дел РФ — о позиции ведомства рассказал замглавы МИД Григорий Карасин: «Мы считаем сложившуюся ситуацию абсолютно недопустимой и рассчитываем на то, что соответствующие разъяснения будут даны, а российский гражданин будет отпущен. Иначе это может быть истолковано как действие, не соответствующее союзническому характеру наших отношений, и может сказаться на графике контактов на политическом уровне».
Белорусскую Генпрокуратуру посетил и посол России в Минске Александр Суриков, потребовавший освободить Баумгертнера. Дипломату пообещали ещё раз рассмотреть и провести анализ задержания и применения меры пресечения.