Что внутри «зомбоящика»? Борис Ноткин о мифах телевизионного закулисья

Борис Ноткин. © / www.russianlook.com

Досье
Борис Ноткин. Телеведущий. Родился в 1942 г. в Москве. Член Российской академии телевидения. Закончил переводческий факультет МГПИИЯ им. М. Тореза. Кандидат исторических наук. С 1988 г. работает на ТВ.
   
   

«Через постель - это не к нам» 

Сергей Никифоров, «АиФ»: - Борис Исаевич, признайтесь, много ли красивых женщин попадает на экран через постель?

Борис Ноткин: - Ничтожный процент. Начальникам несравненно проще делать любовницам дорогие подарки, чем постоянно подстраховывать своих протеже, если те не соответствуют требованиям. Отдельные кудесницы секса продвигались олигархами даже в Большой театр, но ни там, ни у нас на ТВ они надолго не задерживались. Среда предельно конкурентна.

- А много ли претендентов приходит по блату?

- Если по знакомству, то много. Но всё равно отсев происходит стремительно. На политической передаче промахи неумех будут стоить их начальникам карьеры, а на развлекательных - больших «бабок». 

Телевизионные жанры неравновесны. Например, пропагандистом сможет быть любой грамотный человек без предрассудков. Скажем, надо дать отлуп конгрессменам США, осуждающим нашу правоохранительную систему. Просмотрел их прессу, быстро нашёл в статье Фарида Закариа, обозревателя одного из столпов американских СМИ - газеты «Вашингтон пост», от 30.04.2015 цифры: население США составляет 5% земли, а количество заключённых, сидящих в тюрьмах Америки, - 25%. Доля обвинительных приговоров в их судах - 95%. Для сравнения: в Англии - 50%. Потом несколько упражнений на непонимание того, как можно при такой статистике огульно охаивать главу Следственного комитета РФ авторитетнейшего правоведа А. Бастрыкина. Многие пропагандисты сегодня, однако, ленятся даже подбирать факты под рефрен «чья бы корова мычала», а шпарят исключительно в терминах «пиндосы-русофобы». Хотя гораздо убедительнее для доказательства несовершенства американской модели государства цифры из уже процитируемой статьи: «Половина всех юристов планеты проживают в США». Приведя их, легко снова перейти к вариациям песни «вместо того чтобы поучать других, присмотритесь лучше к своим прыщам и флюсам». Ну а чтобы закрепить команду «фас», просмотрев пару сборников их анекдотов, приведите следующий: «Дочка спрашивает: «Можно ли забеременеть от анального секса?» - «Несомненно, - отвечает мать. - Иначе откуда в Америке взялось бы столько юристов». То есть и формальную невинность соблюсти, и удовольствие от начальства получить пропагандисту не так уж трудно.

Кто кого подкупает? 

- Правда ли, что ТВ-журналисты много зарабатывают?

   
   

- Рядовые сотрудники - редакторы, режиссёры, операторы - на мой взгляд, серьёзно недооценены финансово. Хорошо зарабатывают звёзды. Как во всех госкорпорациях, можно быть спокойным за их руководство. Оно в полном порядке.

- А вы лично жили только на зарплату?

- Во-первых, мой статус давал мне возможность получать массу «халявы» - VIP-места на премьерах, гастрономические удовольствия на презентациях и посольских приёмах... На весь список не хватит газетной полосы. Во-вторых, лет шесть действовал мой контракт с одним из трёх ведущих американских телеканалов СBS, по которому я должен был оперативно комментировать российские события. Причём для меня гораздо важнее денег были получаемые мастер-классы в журналистике. Например, самый знаменитый телеведущий США Дэн Разер, прилетевший освещать наши выборы, 40 минут на разные лады задавал вопрос: почему при явной большей электоральной поддержке Зюганова я был на стороне Ельцина? В эфир вышел хорошо сформулированный мой 20-секундный ответ: «Потому что для меня президент, при котором расцветает воровство, предпочтительнее того, при котором может пролиться большая кровь». В конце 90-х бюро СBS в Москве закрыли из-за утери к ним интереса. Но понимание, как добиваться внятных для зрителей ответов, у меня осталось.

- Были ли попытки американцев вас подкупить?

- Был случай, который можно трактовать в обе стороны. Миллиардер Дональд Трамп, владелец легендарных небоскрёбов, решил прославиться и у нас, построив на месте гостиницы «Россия» уникальный комплекс. После переговоров с замом мэра В. Ресиным он вечером дал небольшой приём, где исполнил дифирамб Москве. Я спросил, не хочет ли он повторить его на камеру. Он согласился и предложил это сделать рано утром следующего дня, поскольку в 8 утра он уезжал в аэропорт. Узнав, что у нас за ночь невозможно оформить съёмку, он пригласил меня прилететь в Майами и отснять его там. Трамп выслал мне авиабилет, оплатил съёмочный день местным операторам и номер на неделю с видом на океан для меня, так как не знал, когда у него будет окно в графике. В результате Дональд так и не нашёл двух часов, стандартно необходимых для записи моей передачи. Ему это обошлось приблизительно в 10 тыс. долларов. Мне это стоило по три дня ломки организма из-за разницы во времени, потери семи дней и нелепого вида в глазах коллег, не ожидавших увидеть меня с пустыми руками. Зато я начал чуть-чуть понимать мышление людей, живущих на очень больших скоростях.

- И много было таких дву­смысленных ситуаций?

- Полно. Например, в середине 90-х шёл на перевыборы губернатор Московской области А. Тяжлов. Он выбрал мою программу для финального появления перед днём голосования, а предварительно в очередной раз передал бесплатно для сотрудников Московского телеканала (МТК) большое количество хороших дачных участков. На прямой эфир он прибыл прямо из больницы, накачанный антибиотиками. Перед командой «Мотор! Начали!» забыл про них, махнул полстакана коньяка, как и полагается бывшему строителю. Начались биохимические реакции. Лицо заливал пот, грим смылся, на мониторе проявился глубоко больной человек. И тут мы показали чудеса хождения по мягко натянутой проволоке. Пока гримёр промокала струи пота, я заговаривал зубы публике. Для более длинных пауз просил ставить видеосюжеты, делая под них подводку, чтобы губернатор врубался, о чём говорить. В результате зритель ни о чём не догадался. Кто-то назовёт это чистым манипулированием аудиторией. Но у меня уже был схожий опыт помощи любимому мною и всеми Ролану Быкову, пришедшему на прямой эфир сразу после трёхдневного запоя. Короче, я не считал, что такие люди заслуживают разоблачения. И уж точно не мне быть им судьёй. Хотя бы потому, что мне и в самом трезвом состоянии не дано иметь такую точность реакции и оценок, которые я наблюдал, например, у великого Олега Николаевича Ефремова даже в сильном подпитии.

Читайте также: Олег Ефремов: «Я в ответе за всех!»