Актриса московского Малого театра Ирина МУРАВЬЁВА всегда ставила для себя на первое место сцену, однако народную любовь ей принесло кино. Фильмы «Москва слезам не верит», «Карнавал», «Самая обаятельная и привлекательная», где Ирина Вадимовна сыграла главные роли, давно вошли в золотой фонд отечественного кинематографа.
Муравьёва — фигура крайне закрытая. Она много лет не даёт интервью, не появляется на светских мероприятиях. Поэтому остаётся только догадываться, каких усилий стоило главному идеологу недавно закончившегося в Благовещенске кинофорума «Амурская осень» Сергею Новожилову уговорить актрису приехать. Муравьёва согласилась устроить для местных жителей камерный, почти домашний, творческий вечер, на котором побывал и корреспондент «АиФ».
Я много думала о том, какое место в жизни актёра должны занимать театр и кино. Есть много страшных примеров того, как артист, выйдя на пенсию, через год-два погибает, спивается, кончает с собой. Лишившись театра, работы, возможности самовыражения, он просто не видит смысла жизни. Я для себя решила, что надо жить так, чтобы профессия не становилась для тебя всем. Если меня завтра вдруг отправят на пенсию, я, наверное, немножко поплачу. Но, уверена, вскоре после этого обязательно найду занятие, которое позволит проявлять себя.
Когда я первый раз посмотрела фильм «Москва слезам не верит», мне стало страшно. Моя героиня, её поведение и характер мне ужасно не понравились. Я ни в коем случае не хотела быть на неё похожей, но понимала — люди начнут ассоциировать меня именно с этой героиней. Расстроилась жутко. Даже плакала. А потом вдруг увидела очереди в кинотеатрах на этот фильм. Меня все стали хвалить. Тут я вытерла слёзы, взяла себя в руки и села смотреть картину ещё раз. Стало легче…
Я всегда знала, что не красавица. Понимала, что никогда не смогу играть романтических героинь. Когда училась в драматической студии и к нам приходили помощники кинорежиссёров в поисках новых лиц, они всегда проходили мимо меня. Но я спокойно к этому относилась. Особо не переживала и не рыдала. Ну и пусть кто-то снимается. А я не буду! Что ж тут страшного, не умру же я от этого…
«Артисты — как птички небесные. Где им крупки посыпят, там они и клюют». Эти слова из пьесы Островского актуальны во все времена. Я хорошо понимаю коллег, особенно молодых, которые вынуждены сниматься в сериалах. Куда же им деваться, если время сейчас такое — сериальное. Я и сама снялась в «Не родись красивой», о чём нисколько не жалею. Работала очень профессиональная команда, и то, что получилось, совсем не позорно.
Сниматься в какой-либо рекламе я категорически не хочу. Просто не понимаю, как смогу выходить на сцену и играть Раневскую в «Вишнёвом саде» после того, как прорекламирую какой-нибудь дезодорант. Мне же неловко будет перед зрителями. Когда в очередной раз звонят с предложением сняться в рекламе, отвечаю: «Спасибо большое, но я ещё в театре поиграю».
Профессия актёра — удел людей, сильных духом и крепких здоровьем. В артистической среде всегда хватает зависти, гордости. Я не скрываю: сама иногда завидую. Видишь хорошую роль, отличную игру и думаешь: «Ну почему не я?..»
Знаете, а ведь мечты иногда сбываются. Ещё будучи школьницей, я очень хотела стать актрисой. Изучала пьесы Чехова, творчество МХАТа и всех актёров того времени. Я испытывала трепет перед театральной жизнью. Но сразу после школы меня не приняли ни в один театральный институт. Я же продолжала мечтать хотя бы просто постоять на сцене. О том, чтобы играть пьесы Чехова, даже мыслей не было — настолько это казалось высоким и недоступным. И вот прошли годы. Сегодня я играю в Малом театре все пьесы Антона Павловича.
Смотрите также:
- Анастасия Макеева: «Сказала мужу, что его жены не будет дома целый год» →
- Елена Яковлева: «Если сцена перестала быть наркотиком - надо уходить» →
- Владимир Конкин: у меня в жизни было 11 театров, а жена одна →