Николай Бурляев, режиссёр, народный артист России:
— В 1992 г. Б. Ельцин подписал закон, по которому Министерство культуры РФ было лишено какого бы то ни было влияния на государственную культурную политику. Основной задачей Минкультуры стало «обеспечение прав и свобод человека в области культуры». Каждый регион стал по-своему вершить свою культурную политику, что не могло не привести к морально-этическим перекосам.
Безответственность чиновников и «творческих деятелей» способствовала утверждению в культуре принципа вседозволенности, появлению инсталляций вроде фаллоса на санкт-петербургском мосту, нашествию на Пермь «красных человечков», наступлению на традиции великого русского реалистического репертуарного театра, искажению русской классики.
В 2014 г. Президент РФ В. Путин подписал указ «Об утверждении Основ государственной культурной политики», призванный способствовать культурному, духовному возрождению России. Во времена «собирания камней» само развитие событий на всех фронтах возрождаемого государства диктует необходимость централизации управления культурой.
Разбалансировка отечественной культуры не могла не сказаться и на состоянии современного театра. Великий русский артист Михаил Щепкин говорил: «Театр — это храм. Священнодействуй или убирайся вон». Его мысли разделяли Островский, Гоголь, Станиславский, называвшие театр кафедрой, просвещающей и возвышающей души зрителей. Традиции русского репертуарного театра продолжали развивать Немирович-Данченко, Вахтангов, Товстоногов, Эфрос, Любимов...
Сегодня мы видим активное разрушение традиций театра, бывшего визитной карточкой России. Если мы не хотим потерять его окончательно, необходимо укреплять в театрах институт худсоветов, а на руководящие должности ставить опытных специалистов с высшим профильным образованием.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Зачем кричать «Ату!»? Как раздувают скандал вокруг Министерства культуры →
- Назло кризису. Как удается выживать российской культуре →
- Оборона души →