Страх во сне и наяву. Что готовит зрителям фильм ужасов «Рассвет»

«Рассвет». © / Кадр из фильма

Словосочетание «российский фильм ужасов» давно уже не вызывает недоумения. Разумеется, до лучших западных франшиз отечественным кинематографистам очень далеко, но в целом детские болезни давно изжиты и спрашивают с них уже не как с новичков. Скидку на то, что в Советском Союзе фильмы ужасов были не в почете (что не помешало «Вию» стать лидером проката 1967 года, обогнав «Свадьбу в Малиновке»), уже никто не делает.

   
   

От «Оформителя» до «Гоголя»

Вообще, про ужасы создатели кино вспомнили еще в конце восьмидесятых и даже сняли несколько фильмов, которые на слуху и поныне: вроде «Господина оформителя» с Виктором Авиловым, «Семьи вурдалаков», «Люми», «Гонгофера» или «Прикосновения». С распадом СССР жанр не забылся, хотя и немного ушел из мейнстрима, но при этом сумел породить, например, приснопамятного «Зеленого слоника». А в нулевые началось возвращение ужасов на экраны отечественных кинотеатров, сначала осторожное, но со временем авторы таких картин набирались смелости. «Юленька» Александра Стриженова, «Мертвые дочери» Павла Руминова, «Фобос. Клуб страха», слегка забавный «Шопинг-тур» Михаила Брашинского, «Убрать из друзей» Левана Габриадзе — все они вели себя в прокате по-разному, но словно нащупывали дорогу, по которой в Россию может прийти западная мода на страх.

Заманчиво было бы сказать, что с ужасами в России сейчас все в порядке как минимум в кино. Очень хорошо показал себя в прокате киносериал «Гоголь», изначально снятый для телевидения, но приглянувшийся и кинозрителям. В этом жанре делает успехи и появившийся совсем недавно продюсерский дуэт Владислава Северцева и Дмитрия Литвинова, которые заявляют, что пытаются найти то, что напугает именно российских зрителей. По их мнению, штампы фильмов ужасов, которые сформировались в американском и европейском кинематографе, у нас не работают. Этот подход они опробовали два года назад в «Невесте», — истории о девушке, которая становится частью странной семьи, — и она понравилась зрителям. Отзывы на «Невесту», конечно, были самые разные, но сборы (180 млн рублей) и, главное, успешные международные продажи, видимо, намекнули на правильность выбранного пути.

Что за «Рассвет»?

Второй продюсерский проект Северцева и Литвинова тоже реализован в жанре хоррора. По сюжету «Рассвета» молодая девушка Светлана (Александра Дроздова) после внезапной смерти брата начинает видеть кошмары, в которых появляется ее давно умершая мать (Оксана Акиньшина). Дневник брата (Кузьма Котрелев) только еще больше запутывает ситуацию: у него тоже были проблемы со сном, которые он пытался решить с помощью специалистов НИИ сомнологии.

Светлана проходит обследование и в компании еще троих добровольцев — Лили (Анна Слю), Кирилла (Александр Молочников) и Виталия (Олег Васильков) — отправляется в совместный управляемый сон. Поначалу всем подопытным кажется, что ничего не получилось: они просыпаются там же, где и заснули, и ничего необычного не чувствуют. Но сотрудников института нет на месте, часы показывают какую-то чушь, камера хранения, в которой они оставляли вещи,  пуста, телефон работает очень странно, а в автомате, продающем закуски, лежит отрезанная голова.

Кто и как экспериментировал со сном?

В принципе, прием с ужасами во сне далеко не новый. Фредди Крюгер приходил к героям фильма «Кошмар на улице Вязов» еще в начале восьмидесятых, а не так давно — в 2010 году — Кристофер Нолан выпустил фантастический триллер «Начало», персонажи которого совершали преступления, находясь в управляемом сне.

Конечно, в «Рассвете» нет технологических приемов «Начала», да и харизматичного злодея тоже не видно. Авторы фильма делают намеки на некую секту, в которую была вовлечена мать Светланы (эта секта и называлась «Рассвет), но эта история полностью не рассказана и словно оставлена для весьма вероятного сиквела. Впрочем, Северцев и Литвинов и не скрывают, что собираются превратить «Рассвет» в целую франшизу и рассказать не только про то, что случилось с героями дальше, но и про то, откуда взялась эта секта.

   
   

При этом их задумка может и сработать. Пугаться зритель «Рассвета» будет обязательно, даже если поймет, что его собираются напугать в какой-то конкретный момент. Режиссер фильма Павел Сидоров сделал все, чтобы даже в самых очевидных эпизодах все происходило неожиданно. Любопытно, что для Сидорова это дебют в полном метре (и в жанре хоррора). Раньше он снимал музыкальные видео (например, клип «Не Париж» группы «Ленинград»).

Что касается финансовой стороны франшизы, то и тут особых проблем не наблюдается. Продюсеры не стали раскрывать точный бюджет «Рассвета», лишь сказали, что затраты составили от 45 до 60 млн рублей. При этом права на показ фильма уже проданы в некоторые страны Латинской Америки, а по оценкам «Бюллетеня кинопрокатчика», за первый уикенд картина заработает около 90 млн рублей. Так что зрителей, видимо, ожидает новая встреча с темной стороной НИИ сомнологии и раскрытие тайны деятельности секты «Рассвет». А российское кино — появление первой франшизы ужасов, что тоже неплохо.

Смотрите также: