Как выбрать правильную книгу

   
   

Но на каждом – громкие цитаты из хвалебных рецензий: «Эта книга раскрывает вам тайну, которая раз и навсегда изменит вашу судьбу», «Адюльтер сладок и заманчив, а супружеский союз тяготит и не сулит радости», «Этот роман опубликован в 50 странах мира!» «АиФ» предлагает своеобразный путеводитель по современным книжным полкам.

 

Мистический детектив

Родоначальники: Умберто Эко («Имя розы»), Дэн Браун («Код да Винчи» и др.).

Продолжатели: Борис Акунин, Полина Дашкова, Вадим Панов («Запах страха»), Энтони О’Нил («Фонарщик») Терри Пратчетт («Правда»), Личия Троиси («Хроники всплывшего мира»), Пи Джи Трейси («Смертельный бег») и др.

Основные черты: Детективный сюжет (в основном - убийство) непременно окутан загадками, тайнами, легендами, уводящими в прошлые века, и связан с каким-нибудь тайным братством (масоны ввиду их растиражированности из моды уже вышли) в иные миры – Зону Тёмные Долины, Мёртвые или Тайные города, плоские миры, оккультные ордена и пр.

Для кого: для тех, кто причисляет себя к «продвинутым» интеллектуалам, а на самом деле обожает детские страшилки и всё таинственное, а об истории имеет весьма приблизительные представления.

Цитата: «Сейчас мы работаем по делу об очень опасной религиозной секте. Тоталитарной секте. В её сети уже попало много людей, в том числе – государственные чиновники и их дети. Они надевают специальные маски и раскрашивают тела перед совершением ритуальных убийств» (В. Панов. «Командор войны»).

«Чиклит»

Родоначальницы: Софи Кинселла (книги из серии «Шопоголик»), Хелен Филдинг («Дневник Бриджит Джонс»), Кэндесс Бушнелл («Секс в большом городе») и др.

Продолжательницы: Оксана Робски, Ксения Собчак («Замуж за миллионера»), Лена Ленина («Sexual»), Елена Колина («Дневник новой русской»), Маша Царёва («Московский беsтиарий. Болтовня брюнетки»), Акулина Парфёнова («Мочалкин блюз»), Екатерина Вильмонт («Подсолнухи зимой. Крутая дамочка - 2») и др.

Основные черты: В основе сюжета – история Золушки, к ней добавляются нравы тусовки, рецепты «Как охмурить мужчину» (желательно – «покруче») или как построить свой бизнес. Возможны также большая и чистая любовь и свадьба. В общем, коттедж, Рублёвка, бары и Канары.

Для кого: Золушкам, мечтающим не столько о прекрасном принце, сколько о хрустальных туфельках и каретах.

Цитата: «- Вы такая хорошая, я, честно говорю, ожидал увидеть вульгарную особу с Рублёвки! Ну вот скажите: а вы могли бы выйти замуж за бедного? Или он обязательно должен быть миллионером? – Миллионер – это как симпатичная девушка. Вы ведь не женитесь на ней только потому, что она симпатичная?» (О. Робски. «Casual-2»)

Городские фэнтези

Родоначальники: Владимир Орлов («Альтист Данилов» и др.), Сергей Лукьяненко (серия «Дозоров»), Ричард Матесон («Я - легенда»).

Продолжатели: Дмитрий Липскеров («Демоны в раю»), Дмитрий Быков («Эвакуатор», «Списанные»), Джорджо Фалетти («Вопреки судьбе»), Дмитрий Глуховский («Метро 2033»), Владимир Васильев и др.

Основные черты: Действие происходит в современном мегаполисе со всеми его реалиями, в котором, однако, существуют и «провалы» во времени, и оборотни, и прочая нечисть, и всяческие фантастические вещи.

Для кого: Тем, кому опостылела реальность и бытовуха.

Цитата: «Ведьмак глядел на красный квадрат с молнией наверху и притулившуюся рядом надпись «Змиевская АЭС». Оборотень-трансформер на атомной электростанции!!! Конец Киеву!» (В. Васильев. «Ведьмак из Большого Киева»).

Рецепты успеха

Родоначальник: Дейл Карнеги («Как перестать беспокоиться и начать жить»).

Продолжатели: Говард Гарднер («Мыслительные стратегии, ведущие к успеху»), Джефри Фокс («Уроки бизнеса за обеденным столом») и др.

Основные черты: Стиль – лаконичный и остроумный, деловой. Оптимистический настрой: прочти, последуй скрупулёзно всему написанному – и богатей, умней, смело занимай кресло шефа!

Для кого: Для тех, кому стало тесно в собственном кресле (кабинете, офисе) и кому не нравится толщина его кошелька.

Цитата: «Лучше всего подбирать в команду единомышленников, комплектуя команды людьми, рождёнными под знаком близких стихий, способных гармонировать друг с другом» («Бизнес и астрология»).

   
   

Женская проза

Родоначальницы: Дорис Лессинг, Людмила Петрушевская, Людмила Улицкая («Медея и её дети» и пр.), Дина Рубина («На солнечной стороне улицы») и др.

Продолжательницы: Марина Вишневецкая («Опыты»), Анна Козлова («Люди с чистой совестью»), Линор Горалик («Короче»), Мелисса Панарелло («Аромат твоего дыхания») и др.

Основные черты: Погружение в женскую психологию и особенности существования женщины в мире, её взаимоотношения с мужчинами и подругами (часто – с матерью). А вот 88-летняя нобелевская лауреатка Дорис Лессинг погрузилась ещё глубже – в «Расщелину»: название её нового романа подразумевает сами понимаете что.

Для кого: Дамская проза (в большинстве совеём она же может быть обозначена и как «любовный роман») – для дам. Но! Либо дамам-интеллектуалкам, либо (если это женские детективы Д. Донцовой и пр.) – домохозяйкам и тем, кто берёт книгу в руки лишь в общественном транспорте, чтобы время скоротать.

Цитата: «Мысли эти не были ни грустными, ни горькими. Она всегда эпически-спокойно думала о смерти. О любой смерти – и о своей. В то же время ей совершенно не наскучило жить, и по утрам она с неизменным удовольствием усаживалась за этюдник, если мальчик бывал в духе и подготавливал ей всё для работы» (Д. Рубина. «На Верхней Масловке»).

Современная российская проза

Родоначальники: Александр Кабаков («Невозвращенец»), Леонид Бородин («Женщина в море»), Владимир Маканин («Асан»), Сергей Каледин («Стройбат») и др.

Продолжатели: Алексей Иванов («Золото Пармы»), Владимир Сорокин («Норма»), Виктор Пелевин («Чапаев и Пустота»), Евгений Гришковец, Дмитрий Быков («ЖД»), Захар Прилепин («Санькя»), Татьяна Толстая («Кысь»), Михаил Веллер и др.

Основные черты: Тяга к большой форме – роману и, соответственно, размах и масштабу в отражении действительности, которая нередко, правда, отражается лишь в собственном «я» автора. Без «чернухи» редко кто обходится.

Цитата: «Он сидел с совершенно отрешённым взглядом в машине, держался обеими руками за руль и усиленно пытался отогнать тоску, будто вылезшую из чёрных полосок между кафельными плитками того кафе. Он старался не думать о том, что напомнила ему эта тоска. Миша помнил, как и когда он признался себе в том, что ненавидит свою жизнь и не любит почти всё, из чего эта жизнь состоит, и то, как его жизнь устроена» (Е. Гришковец. «Асфальт»).

 

Смотрите также: