Хранить в прохладном месте: краснодарец пишет свои картины вином

Юрий Погорельцев. Фото Алины Меньковой

Каберне, мерло и саперави

Перед тем, как сотворить очередное произведение искусства, Юрий отправляется в винный магазин. Здесь его знают все. У витрины стоит несколько картин художника.

   
   
Картины Юрия Погорельцева. Фото Алины Меньковой

«В основном я пишу пейзажи — городская архитектура, храмы, парки. Этого коммерчески выгодно. Пейзажи на картинах — это одновременно знакомые и любимые места для краснодарцев и привлекательные достопримечательности для туристов».

Сомелье Алена рассказывает, что картины Юрия пользуются спросом. Фото Алины Меньковой

«Картины Юрия необычны, эксклюзивны, — говорит сомелье Алена. — У нас их часто покупают поклонники творчества Юрия, а те, кто видят его картины впервые, всегда интересуются, кто их написал».

«У меня появились новые заказы, — смущенно признается художник, разглядывая бутылки. — Надо выбрать вино. Вот это подойдет — каберне, сухое».

«Чаще всего я рисую каберне, мерло и саперави. Недавно попробовал Цимлянское черное, тоже неплохое», — рассказывает Юрий и передает Алене бутылку.

Юрий выбирает краску для своей новой картины. Фото Алины Меньковой

Кассовый аппарат выплевывает чек, Алена улыбается:

«А вы идите, посмотрите картины Юрия в банкетном зале ресторана — там его произведения украшают стены».

   
   

Живая достопримечательность Краснодара

Пока мы спускаемся в ресторан, Юрий рассказывает, как начал рисовать вином.

«Идея создания винописи пришла к директору торгового центра Наталье Чибиневой случайно — однажды на деловых переговорах при дегустации вин она опрокинула наполненный бокал на бумагу. Она увидела, как вино красиво расползается по листу, образуя необычный рисунок. Ей это безумно понравилось, и она в тот же день стала искать художника на Кубани, кто захотел бы попробовать рисовать картины вином. Нашла меня. Но я не изобрел это искусство — вином писали еще в античности, а сейчас в Италии есть известная художница Элизабет Рогаи, ее картины популярны по всему миру. Многие до нее пробовали такое искусство, но быстро отказывались, потому что палитра цвета в вине довольно ограниченная. Но мы с Натальей тогда не знали о том, что „кто-то был до нас“, и считали себя первооткрывателями», — вспоминает Юрий.

Наталья Чибинева открыла талант Юрия (на фото справа). Фото из личного архива Юрия

«Да, давно я здесь не был. Уже не помню, как все выглядит. Последний раз я приходил в этот ресторан вместе с англичанином Джоном Уорреном. Он ведет передачу „Поедем, поедим“, в каждом выпуске которой делает интересные сюжеты о традиционной кухне разных российских городов. Также он иногда снимает и их достопримечательности. Вот я попал в один из выпусков „Поедем, поедим“ как достопримечательность Краснодара».

Стены краснодарского ресторана украшают картины Юрия. Фото Алины Меньковой

«Неудивительно, что на первой моей картине изображены краснодарские виноградники, ведь благодаря им я рисую. Это только на первый взгляд кажется, что вино может иметь только красный цвет на бумаге, а на самом деле его тоновая растяжка весьма разнообразна — от светло-желтого до фиолетового. А это и пурпурный, и вишневый, и бардовый, и сиреневый, и коричневый, и шоколадный. Цвет зависит от сорта вина, от винограда, от производителя, от того сколько слоев я наношу на бумагу — покажу вам в мастерской».

Первая картина Юрия — краснодарские виноградники. Фото Алины Меньковой

Вино на свет

Мастерская Юрия находится в трехкомнатной квартире многоэтажного дома. Он арендует ее вместе с двумя художниками. Дверь открывает симпатичная девушка Лена Гринь.

«Здравствуйте, проходите!»

«Вот наша скромная обитель! Вот комната — Ленина мастерская, вот — моя. Это еще одного художника, он сейчас в отъезде», — проводит меня по коридору Юрий.

Мастерская художников. Фото Алины Меньковой

У художников в квартире творческий беспорядок. На столах — высокие стаканы, донельзя набитые кисточками; кусочки сморщенных разноцветных тряпок, полупустые тюбики от масляных красок. У стен — деревянные мольберты, готовые полотна, стоящие рядом; на полу — табуретки, заваленные бумагой; на холодильнике в коридоре — крем для рук. Пахнет красками, уайт-спиритом и свежим кофе.

«Мы работаем с Юрой вместе уже 8 лет. Вы не представляете, как я долго привыкала к запаху спирта, уксуса. Ведь каждый раз, прежде чем приступить к работе, Юра разливает вино по разным тарелочкам, ждет, когда оно выветрится, сравнивает на палитре цвета. Все это сильно пахнет. Иногда Юра вино дегустирует», — рассказывает художница Елена.

Елена Гринь и Юрий Погорельцев за работой. Фото Алины Меньковой

«Когда Юра наливает вино в бокал, он всегда смотрит его на свет, нюхает букет, как настоящий гурман», — добавляет она.

Елена признается, что узнала Юрия сначала не как художника, а как рыболова. Он пригласил их общих друзей на уху.

«Юра мастер во всем. И готовит он, как и пишет — с любовью! Уха просто потрясающая!» — хвалит Елена.

Юрий смотрит купленное в магазине вино на свет. Фото Алины Меньковой

Секреты винописи

«Можно вино попробовать и на вкус!» — предлагает художник и разливает вино по бокалам.

«Это красное сухое, именно оно подходит для рисования. Белое слишком светлое. Его практически не видно на бумаге. А сухое я выбираю, потому что сладкое или полусладкое содержит сахар, он кристаллизуется, и из-за этого плохо ложится на бумагу, да и не высыхает», — делится секретами винописи Юрий.

Он никогда не скрывал их, и не раз проводил мастер-классы для художников, но последователей так и не нашел. Видимо, сложное это ремесло. Поэтому у Юрия нет конкурентов.

«Ты расскажи, что красное вино и не высыхает до конца, поэтому, когда картины кладут в паспарту, то оставляют расстояние между стеклом и бумагой, ведь через время вино в темных местах картины становится липким. Картины, написанные вином, не любят света. Идеальное место для их хранения — винный погреб. Так что ресторан, где вы были, то, что надо», — говорит Елена.

Музей Фелицына. Краснодар. Сорт красного сухого вина саперави. Фото Алины Меньковой

«Что примечательно, из одной и той же бутылки вина получаются на картине разные цвета. Сначала оно розовое, малиновое. Когда бутылка постоит, даже закупоренная, вино становится бежевым, коричневым. Ведь контакт с кислородом уже произошел. Иногда я сразу наливаю в миску много вина, и оно постепенно выпаривается, и также каждый день, пока стоит, меняет тон цвета. Бывает, беру для картины один и тот же сорт вина, и внешне бутылки с наклейками абсолютно идентичны, а цвета на бумаге разные. Как я уже говорил, цвет вина зависит и от урожая винограда, и от селекции, и от производителя».

Абстракция — использовано два сорта красного сухого вина: каберне и мерло. Фото Алины Меньковой

«Убил двух зайцев»

«Посмотрите, белые тени, белый цвет дает сама бумага. Просто в некоторых местах я ее не закрашиваю. Винопись — это графика, монохром. На картине получаются два основных цвета — белый и цвет вина».

Фрагменты белого цвета — незакрашенные кусочки бумаги. Фото Алины Меньковой

«А какую бумагу используете?»

«Акварельную, но пробовал любую — даже ручную мне раскатывали, с неровными краями, но акварельная подходит лучше всего — по текстуре, и по толщине. Кисти нравятся больше синтетические, хотя рисую и беличьими тоже. Как и любой художник, я сначала наношу карандашный рисунок на бумагу, его, кстати, и сейчас видно».

В планах Юрия написать картину коньяком, уже не раз ему поступали таких предложения от знакомых.

«Еще я начал писать серию портретов директоров винных заводов. Планирую ее закончить в течение года. Я счастлив, что нашел свое дело. Говорят „двух зайцев нельзя убить“, но я „убил“. Я прославил и виноделие, и наш край».

Читайте также