Без провокаций
Владимир Кожемякин, «АиФ»: Борис Яковлевич, вы сказали, что во время недавних гастролей по США у вас появилось ощущение сложности восприятия американскими зрителями российского человека. В чём оно?
Родился в 1946 г. в Сибири. Свой театр создал в 1977 г. Поставил более 40 новаторских балетов, в т. ч. «Чайковский», «Красная Жизель», «Русский Гамлет», «Анна Каренина», «Роден». Считается одним из ведущих хореографов мира. Живёт в С.-Петербурге.
Борис Эйфман: Оно присутствовало на бытовом уровне. У нашего театра в Америке всегда были полные залы и неизменный успех. То же самое и на этот раз. Но вместе с тем появилась какая-то напряжённость в отношении российского искусства. Мы - государственный театр. А сегодня всё, что поддерживается Российским государством, вызывает у части американского общества настороженность или даже отторжение. Меня очень расстроило, что некоторые русскоязычные американцы заняли такую негативную позицию. Кто-кто из наших американских поклонников заявил, что на этот раз не купит билеты.
Но, слава богу, во время спектаклей не было никаких демаршей. Даже местные журналисты не набрасывались на меня с провокационными вопросами. Театр собирал полные залы, успех оказался грандиозным. Зрители каждый раз аплодировали стоя, восторженно кричали «Браво!». Мы растопили лёд в их сердцах.
- Почему, как думаете?
Какими бы ни были твои убеждения, ты не в силах противостоять потоку чувств, эмоций, красоты и искренности. Не можешь заставить себя сидеть во время спектакля с безучастным видом, держать руки в карманах и не аплодировать. Начиная реагировать на происходящее на сцене, ты забываешь обо всём и испытываешь катарсис.
И американцы знают, что, приходя на наши спектакли, они получат именно то эмоциональное потрясение, которое не испытают больше нигде. Таков закон рынка: ни один импресарио не стал бы привозить нас на гастроли, если бы у него не было уверенности в коммерческом успехе.
Сегодня миру архинужны посланцы искусства. Они связывают представителей разных народов эмоциональными нитями. Поэтому я считаю, что миссия отечественного балета - создавать искусство, объединяющее людей, - выполнима. Это наше духовное оружие.
Времена не выбирают
- Значит, большинство американских зрителей в своём сознании всё-таки отделяют театр Эйфмана от государства и российской политики?
- У них было предубеждение по отношению не к нашим артистам или ко мне лично, а ко всему, что связано с Россией. Какое-то внутреннее раздражение, вызванное той пропагандой, которую эти люди получают от американских СМИ. Но вся эта накипь мгновенно растворяется при соприкосновении с высоким искусством. Сам же я всегда ассоциировал себя и свой театр только с Россией и искренне горжусь тем, что мне выпала честь представлять в мире великую культуру нашей страны.
- Говорят, что нередко иностранные герои выглядят в русском кино или театре лучше и достовернее, чем у себя на родине. Например, наш знаменитый Шерлок Холмс в исполнении Ливанова или, скажем, Гамлет Смоктуновского. Может, и ваше прочтение романа Фицджеральда оказалось американцам в чём-то ближе, чем их собственное?
- Судя по тому, как нас приняли, не исключено. И это радует: ведь мы выступали в Нью-Йорк Сити Центре, в Кеннеди-центре в Вашингтоне, в других театрах, где показывают своё искусство лучшие труппы мира. Реакция зрителя на иностранную постановку, переосмысливающую материал родной для него культуры, бывает негативной. Мы периодически видим, как западные труппы привозят в Россию спектакли, изображающие нашу страну в лубочном стиле. Мало кому это нравится. Но сила искусства нашего театра в том, что мы не занимаемся имитацией чьей-то национальной культуры, а обращаемся к общечеловеческим проблемам - метафизическим, вселенским.
Затронутые в романе «Ночь нежна» темы волнуют не только американцев. Во все эпохи, даже в периоды войн и потрясений, люди влюбляются, заводят детей. «Времена не выбирают, в них живут и умирают», - говорил поэт… Люди всегда будут тянуться друг к другу, стремиться к гармонии и счастью.
- Вы чувствуете, когда именно во время спектакля для большинства зрителей наступает «момент истины» и они полностью переходят на вашу сторону?
- Зрители смотрят спектакль, пребывая в невероятном эмоциональном напряжении, жадно впитывая всё происходящее, и только потом, в конце, наступает реакция - бурный восторг. Значит, они получили тот заряд духовной энергии, который им был необходим. То, ради чего они оторвались от своих дел, телевизора и компьютеров. Это и есть закон театра сильных эмоций.
«АиФ» без границ № 33
Смотрите также:
- Актриса Гуна Зариня: «Каждый театр сегодня ищет свой смысл» →
- Руководитель театра Моссовета: Я против мата на сцене →
- Александр Калягин: «Все на что-то жалуются» →