Даниил Дондурей: Война Шевчука и Говорухина

Коллаж: AIF.RU

А затем многие российские писатели, музыканты и журналисты стали (некоторые неожиданно для себя и поклонников) политическими активистами. Несколько месяцев назад под негодование блогеров Станислав Говорухин возглавил предвыборный штаб Владимира Путина, а теперь заявил: был бы жив его (то есть Говорухина) друг Владимир Высоцкий, он бы это начинание непременно поддержал. В оппозиции Говорухину и Высоцкому при этом оказались тоже сплошь писатели и музыканты. Представители культурной интеллигенции во главе с Леонидом Парфеновым, Юрием Шевчуком, Борисом Акуниным и Дмитрием Быковым создали Лигу избирателей, чтобы осуществлять общественный контроль за выборами. Выходит уже даже не политическая, а культурная баталия.

   
   

Мы решили поинтересоваться у известного культуролога Даниила Дондурея, почему так внезапно политика вдруг начала апеллировать к культуре, а люди культуры потянулись в политику?

Даниил Дондурей, культуролог:

Наряду с тремя видами капиталов, которые есть в современном мире – это финансовый, имущественный и политический – уже несколько столетий существует репутационный, имиджевый капитал. Окончательно это понятие оформилось с возникновением массового сознания, то есть лет 50-60 назад. Мы можем говорить, что в каком-то смысле Алла Пугачева, Валерий Гергиев или Никита Михалков – настоящие олигархи, только Гергиев из мирового «Форбса», а остальные – из русского. Такие люди обладают колоссальной репутационной мощью: может быть, авторы (писатели и режиссеры) – в меньшей степени, а артисты и те, кто регулярно встречаются с огромными массами людей, – в большей.

К столь рискованной деятельности, как работа с политическим капиталом, нельзя не привлекать людей, обладающих деньгами, и людей, обладающих огромными репутациями. Здесь вам и Никита Михалков, который много лет пел осанну Путину и снимал фильмы о том, что мы живем в эпоху Владимира Владимировича; и Алла Пугачева, которая выступила за Прохорова; и Юрий Шевчук, который давно симпатизировал угнетенному молодому офисному планктону, либерально и европейски ориентированному. Естественно, политики жаждут воспользоваться гигантскими имидже-медийными, репутационными кредитами деятелей культуры.

В России только на рубеже 90-х годов деятели культуры могли говорить что хотят и записываться в любые в группировки. А раньше просто звонили из ЦК КПСС и назначали тебя прийти на митинг, потому что с идеологической точки зрения ты был таким же персонажем, как знаменитая колхозница, дважды Герой Соцтруда, или металлург-мартеновец. Исключения составляли только некоторые совсем уж либерально настроенные деятели культуры, как Анатолий Эфрос или Юрий Любимов. Их просто не приглашали.

Власть всегда нуждалась в чьем-либо авторитете, но значительно меньше, чем сегодня. Раньше она была совсем глупа и в 70-е или 80-е действовала по моделям 20-х годов, не понимая, что время меняется, и происходят уже другие революции: социальные, экономические, цивилизационные, интеллектуальные. Современная власть, конечно, более продвинута, в ней сидят молодые менеджеры, и они прекрасно понимают, что не задействовать такой ресурс глупо. Причем зачастую гонорары людей от культуры незначительны. Думаю, Говорухин работает в предвыборном штабе не за деньги, хотя кто потом посмеет отказать в финансировании трех-четырех фильмов ему или его друзьям.

   
   

И что особенно интересно, Шевчук и Говорухин наедине с собой и своими эстетическими привязанностями могут быть в одной партии: смотреть одни фильмы и читать одни романы. Но когда в дело будут вовлечены политические приоритеты, они станут невероятными противниками и начнут воевать в разных окопах.