Не только же тем, что на время спектаклей будут держать закрытым участок метро ради улучшения акустики?
Л. Дровжанская
Шумит метро в начале зала?
«Участок метро закроют ненадолго, всего на два уик-энда (19-20 и 26-27 ноября), - объяснил «АиФ» представитель компании-застройщика. - Специалисты создадут дополнительную защиту от шума и вибрации, которая передаётся проходящими метропоездами на подземный Бетховенский зал Большого театра, где будут проходить камерные концерты и репетиции хора (расстояние между ст. м. «Театральная» и залом примерно 70 м). Зрители шума поездов не слышат и вибрации не чувствуют. Но рядом с ГАБТом - Новая сцена и Российский молодёжный театр. Чтобы ни у одного из них в будущем не возникло проблем, немецкая фирма установит резиновые маты и амортизирующие подкладки».
Какие же тогда с акустикой Большого проблемы? Специалисты ЮНЕСКО высоко оценили звук в зрительном зале. Понравилась акустика и Пласидо Доминго: он спел в ГАБТе пару месяцев назад неофициально, когда реконструкция уже вышла на финишную прямую, а оперная звезда захотела посмотреть, как ведутся работы. И теперь, говорят, Доминго ищет «окна» в своём графике, чтобы дать в Большом концерт.
Правда, первые зрители, побывавшие на генеральных репетициях, со специалистами не согласны. Но их утешают российские эксперты - недочёты поправимы. Акустику можно «настроить», как это делается в новых театрах. В филиале Большого тоже с этим были проблемы, но их устранили.
Игра на разных уровнях
Проект реконструкции ГАБТа изначально предполагал оснащение театра современным техническим оборудованием. В качестве аналогов организации сцены использованы элементы технологий «Ковент-Гардена» в Лондоне, «Гранд-опера» и «Опера де Бастиль» в Париже, «Карло Феличе» в Генуе, «Ла Скала» в Милане, «Сан Карло» в Неаполе и даже театрального центра в Токио. После того как два года назад театр «посадили» на новый фундамент, в здании трудились 700 реставраторов.
Что же изменилось? Оркестровая яма устроена таким образом, что позволяет музыкантам играть на разных уровнях по отношению к сцене: яма может подниматься даже до уровня зала, что позволит на концертах устанавливать дополнительные места для зрителей. Сцена состоит из семи главных двухуровневых площадок: они легко меняют своё положение, так что рабочее место балерин и певцов может становиться горизонтальным, наклонным или ступенчатым. Площадки оснащены современными люками - это позволит артистам внезапно появляться и таинственно исчезать в различных местах спектаклей. Над арьерсценой (задняя часть основной) установили знаменитую звонницу, самый большой колокол которой весит 6,4 тонны. Теперь в Большом есть и орган. В целом театр за счёт подземной части стал вдвое больше, но количество мест в основном зрительном зале уменьшилось на 423 (!) - раньше стулья были узкими, их такими сделали в советское время. Теперь креслам вернули исторический размер, увеличив заодно и расстояние между рядами.
Почём красота?
На Большой потрачен 21 млрд руб. В конце 1990-х гг. средства начали собирать с помощью ЮНЕСКО. Но позже федеральные чиновники решили, что на это не жалко и бюджетных денег.
Правда, Счётная палата РФ высказывала претензии, считая, что «стоимость реконструкции из-за грубых нарушений законодательства в период реализации проекта возросла в 16 раз». Заказчик работ - ФГУ «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» - тогда уточнял, что «данные Счётной палаты касаются именно проекта, а цена его возросла из-за проведённых дополнительных исследований». В этом была причина того, что в Большой 2,5 года назад «завели» московских строителей, а генподрядчиком стал известный холдинг. И если уж вспоминать о ведущих зарубежных театрах, то хочется упомянуть «Ла Скала». Его реставрация обошлась бюджету Италии в 60 млн евро - по 2 тыс. евро за «квадрат». У нас же получилось примерно по 6,8 тыс. евро за «квадрат», хотя на важные вещи (например, парковку) так и не хватило. Правда, платные стоянки могут появиться до Нового года около театра и гостиницы «Москва». А последнюю, кстати, обещают открыть в 2012 г.
Смотрите также:
- Анастасия Волочкова: «То, что происходит вокруг Большого - беспредел, коррупция и криминал» →
- Директор Малого театра: «Из-за реконструкции Большого у нас пострадал фасад» →
- «Большой театр раньше был похож на кастрюлю без дна» →